Врач из Башкирии о хирургии, драматургии и новогодних каникулах

15 декабря 2014

Радик Нурлыгаянов - ведущий врач-травматолог ГКБ № 21. А еще он -  автор пьесы «Озеро моей души», которая с успехом идет в татарском театре «Нур». На конкурсе «Врач года-2014» его назвали лучшим травматологом-ортопедом Уфы. Но сам он считает, что это оценка всей команде отделения.

В день хирург выполняет по 2-3 операции. Фото из личного архива Радика Нурлыгаянова

Блеск и нищета

- Радик Зуфарович, выбор профессии врача был осознанным?

- В детстве я был сильно привязан к бабушке - родители все время на работе. Она сильно болела, ей требовалась операция, и я очень хотел ей помочь... Как-то она сказала мне, что я стану врачом, потому что чужую боль чувствую. Слова оказались пророческими, ведь других медиков в семье не было. Сочувствие к проблемам стариков определило мой выбор. Зная это, мой Учитель, профессор Валентин Никитин предложил «возрастную», пока не разработанную тему. Боялся не справиться, но получилось. Моя диссертация по остеопорозу стала первой в республике и одной из первых в России. 

- Как вы относитесь к модернизации медицины? 

- С одной стороны, в отрасль вливают миллионы, с другой - порой не могут обеспечить элементарную помощь. Компьютерные технологии требуют пересмотра кадровой структуры, профессионального обслуживания программистами и операторами ЭВМ. Внедрение электронных историй болезни создает дополнительную нагрузку на врачей. Заведующие отделениями, врачи-лечебники пусть занимаются своими прямыми обязанностями, а с компьютерами должны работать программисты. На высокие технологии спускается план. Не освоишь – урежут финансирование. Раньше требовали койко-дни, сегодня другая крайность - «оборот» койки. По официальным данным, в этом году на новую систему финансирования через ОМС перевели около 500 видов высокотехнологичной медпомощи. Еще около 1000 видов переведут с 2015 года. Они будут финансироваться по единым тарифам: независимо от нахождения - Москва, Казань или Уфа - получат за прооперированного пациента одинаково. Это хорошо.

- Крупным центрам - крупные вливания, а районам – «оптимизация»?

- От сокращения сельских больниц пострадает их основной контингент – пожилые люди. Сам сталкивался с этим не раз. Звонят из района, просят устроить в стационар: в ЦРБ отказали, не владеют технологией, очередь в РКБ – до полугода. Как ни старайся, всем не поможешь. Сейчас ситуация начинает меняться к лучшему. Ряд уфимских городских больниц получил статус республиканских, при нашей 21-й больнице создан головной травматологический центр, куда госпитализируют больных с трасс М-5 и М-7, сократилась летальность. Но одним врачам все вопросы не решить: это проблемы не только медицинские, но и социальные. Нужно развивать профилактическое направление, шире проводить диспансеризацию населения, обязать всех врачей проводить санитарно-профилактическую работу, как это было в советское время. Сам я нередко выступаю в СМИ с профилактикой травм и заболеваний, провожу школы по остеопорозу.  Это социально значимое заболевание, его осложнения – в первую очередь переломы шейки бедра - на четвертом место в структуре смертности населения… Еще в 1997 году вышел приказ Минздрава РФ об организации по стране центров профилактики остеопороза. В России их сегодня около 50, в некоторых городах по 2-3. У нас, к сожалению, - ни одного… В то время как уровень частоты переломов шейки бедра и дефицит витамина D у нас довольно высокий (дефицит витамина D - один из основных факторов развития остеопороза и переломов). Единственное спасение – операции остеосинтеза и эндопротезирования. В районах это проблематично из-за дефицита специалистов…

- А почему сами в свое время не вернулись в село?

- Я был не против, но профессор Никитин настоял на ординатуре, потом меня пригласил на работу зав. травматолого-ортопедическим отделением 13-й больницы (база кафедры травматологии) Сергей Зеленцов. Параллельно занимался диссертацией... А уже с таким багажом хотел работать в городе. К тому времени родная Верхнеяркеевская ЦРБ пришла в упадок, пошли сокращения, все закрывалось - прежнее руководство республики игнорировало некогда цветущий и хлебный Илишевский район. Когда наше травмотделение закрыли на реконструкцию, одна половина коллектива ушла в 18-ю больницу, другая - в 21-ю. Там и остались.

- Реформа отразилась на доходах врачей?

- С началом модернизации зарплата врачей поднялась, но она не успевает за ростом цен. Чтобы достойно содержать семью, работаю в трех местах: на полторы ставки в больнице, в частной клинике и экспертом в страховой компании. В день делаем по 2-3 операции, в т.ч. высокотехнологичных. Причем, намного больше экстренных, чем плановых. Многие коллеги ради заработка дежурят по 10 и больше ночей в месяц. Бывает, оперируем и наутро после суточного дежурства.

В последнее время наметились позитивные тенденции. Новый главврач больницы Гульнара Мустафина многое делает для улучшения лечебной деятельности и роста доходов врачей и медперсонала. Такого у нас давно не было… Большие надежды связаны с назначением министром здравоохранения Анвара Бакирова, которого коллеги знают как опытного хирурга и хорошего организатора.

- Почему врачи ропщут на судьбу, но своих детей ориентируют на медицину?

- Моей, старшей только 11, она мечтает стать педиатром. Отговаривать не буду, поддержу, но и продвигать не буду. Студенты, которые поступили по настоянию родителей, диплом получают, но врачами становятся редко. Больше половины моего курса ушли в другие сферы: управляющий банком, владельцы магазинов, автосервисов, парикмахерских, фермеры.

Сегодня число студентов-медиков растет за счет «контрактников». Мне кажется, в медвузах это недопустимо. Жена - доцент в БГАУ - приходя с работы, чуть не плачет: опять «платный» студент нахамил, пропускал лекции, практику, в итоге на экзамене двойка. Но он не расстраивается, все равно, говорит, поставите. Да и руководство давит: не трогать, от них деньги! Но одно дело аграрник с липовым дипломом, другое дело – двоечник с дипломом врача. Хотя, эти проблемы, конечно, общероссийские.

«Театральный бес»

- А что привело врача в драматургию?

- Театралом я стал в институте: декан факультета Ирина Лермонтова предлагала билеты в Башкирский театр. Я всегда брал и приглашал по очереди девчонок из общежития филфака БГУ. Один спектакль смотрел по нескольку раз с разными девушками. Потом открыли «Нур». Но рекламы не было, поэтому я писал на листке репертуар и клеил в вузах. Подружился с артистами-земляками – Идрисом Калимуллиным и Резедой Фахруллиной. «Театральный бес» вселился, написал статью в газету, потом – рецензии, зарисовки об актерах. Меня стали приглашать на гастроли, однажды довелось взять интервью у Марселя Салимжанова (худрук Татарского театра им. Г. Камала. – ред.).

Как-то на сабантуе в Илишевском районе оказался в одной юрте с главрежем «Нура» Абылхаером Сафиулллиным. Расслабились немного, говорю ему: «Что вы ставите? «Продай мне мужа», «Не жена, а дьявол»…. Сплошной Болливуд. Надо бы о душевном, о вечном». «Вот, говорит, и напиши». Благо, тему искать не надо. Изучил ряд пьес, засел за мастер-класс от Наиля Гаитбаева. Результат показал друзьям-журналистам. Одобрили. За пьесу получил 40 тысяч, но, конечно, писал не за гонорар. Интересно было попробовать себя в новом качестве.

- Сценической версией довольны? 

- Поначалу были разногласия с режиссером. Но он отрезал: «Пьеса твоя,  спектакль мой». Вот уже четвертый год идет. Возили его и в Казань. Узнав, что это пьеса врача, на спектакль пришла вся элита медицины Татарстана, в том числе главные специалисты Минздрава РТ. Коллеги приняли хорошо. Надеюсь, нам удалось создать серьезную философскую вещь. Театры часто идут на поводу у зрителя, невольно опуская профессиональную планку. В свое время Башдрама начала воспитывать зрителя и сейчас продолжает эту политику. Серьезные пьесы воспитывают и актера, поднимают его творчество на более высокий уровень. Недаром заветное желание каждого артиста - сыграть в пьесах Чехова, Шекспира....

- Больше нет желания обратиться к драматургии?

- В прошлом году начал писать музыкальную комедию, но пока застопорилось - времени катастрофически не хватает. Надо бы вернуться к научной работе, пора уж и докторскую защищать... Как поет Салават Фатхетдинов, «Бэхетле булырга вакыт житмэде» (Стать счастливым мне не хватило времени). Это про меня.

- Новый год встретите дома? Как врачи относятся к дежурству 31-го декабря? 

- В этом году дома, а два года назад встречал в больнице, приехала семья, немного посидели. В 13-й больнице однажды почти всю новогоднюю ночь провел в операционной: поступил парень с ножевым ранением шеи, кровь - фонтаном. Особо праздновать не приходится, больные есть всегда, но некоторые врачи выбирают дежурство именно 31-ого декабря, потому что 1 января идет вал больных, в том числе пострадавших накануне. Вообще, я бы отменил длительные выходные: люди не «просыхают», травмируются, доводят себя до алкогольного психоза, падают с балконов, гибнут... Так что пока новогодние праздники для нас – самый, как говорится, «сенокос».

ДОСЬЕ

Радик Нурлыгаянов.
Родился в 1971 году в Илишевском районе. Окончил БГМУ, БАГСУ при Президенте РБ.
Врач высшей категории. Кандидат медицинских наук. Член Российской ассоциации по остеопорозу. Отличник здравоохранения РБ.

КСТАТИ

Президент Башкирии Рустэм Хамитов потребовал сохранить и обеспечить дальнейшее функционирование Бузовьязовской участковой больницы в Кармаскалинском районе, Тряпинского отделения сестринского ухода в Аургазинском районе и Белянковской участковой больницы в Белокатайском районе. Он поручил не закрывать больницы и участковые отделения в населенных пунктах, расположенных более чем в 50 км от райцентра. Такое принципиальное решение принято в связи с коллективными обращениями жителей этих районов. Ведь населению десятков сел и деревень, в т. ч. ветеранам Великой Отечественной войны и труда, инвалидам, пришлось бы ездить в райцентр, находящийся на значительном расстоянии. Ранее было решено сохранить больницу сестринского ухода в селе Байназарово Бурзянского района.

Записала Светлана ИСТОМИНА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Онкологи Башкирии ищут ответы на новые вызовы
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым