Башкирия: на прилавках китайские подделки, а яшма нелегально вывозится

23 апреля 2014

23 апреля 2014

Павел Мурашкин – художник, который рисует красками камня. Знаток башкирских самородков создаёт картины философского направления. Он переживает, что истинное богатство вывозится из республики, всех удовлетворяет низкосорт. Кто будет определять наше художественное будущее в ближайшие 20 лет?

Картину из камня не отличишь от нарисованной. Фото автора

Кадры для башкирского метро
- Почему вы решили заниматься именно камнерезным искусством?
- После училища искусств решил пойти учиться дальше - в институт. В тот год впервые набирали курс дизайнеров. После зачисления нас посадили в рядок и сообщили, что мы потенциальные кадры для оформления башкирского метро. Шёл 1995 год, идея строительства метрополитена в Уфе была очень актуальна. Нашего странного курса по реестру не должно было быть. Нас скрывали, как партизан. Но зато преподавали очень интересные дисциплины, в том числе геологию и горное дело. Научили обращаться с камнем: от шлифовки до сбора уникальной мозаики по флорентийской технике. Мне это понравилось. Участвовал в разных конкурсах декоративно-прикладного искусства и побеждал. Большой наградой стала поездка в Италию, где познакомился с лучшими экземплярами флорентийского искусства. По окончании института меня пригласили на должность главного художника в предприятие «Артель», где и работаю по сей день.
- Яшма - башкирский бренд, востребованы ли изделия из неё в регионе?
- К сожалению, нет. Этот уникальный камень мог бы стать украшением музеев республики. Однако мы работаем в основном на экспорт. Технологию нашу давно прозвали башкирской: техника флорентийцев была адаптирована под наш камень, оборудование придумано и создано с нуля, сформирован особый подход к работе. Этим нужно пользоваться и оставить след в истории.
Что же касается бренда, то вокруг него всегда много денег и господдержки. Как, например, в Татарии. Там деревенские вязальщицы-мотальщицы имеют субсидии от государства и свой рынок сбыта. У нас нет ни того, ни другого. Посмотрите на сувенирные лавки Уфы: выставленные сувениры произведены на самом деле в Челябинске или в Турции, Китае. Чаще настоящая яшма вообще не находит себе места на полках магазинов. Вместо них красуются изделия из дешевых оникса и змеевика.
А тем временем камень нелегально добывается в промышленных масштабах и увозится за пределы республики. Мы были свидетелями последствий того, как под Баймаком грунт рвали тяжелой техникой и увозили тоннами в сторону Челябинска. Но за этим никто не следит, воровством в особо крупных размерах не считает. А между тем яшмовые месторождения не бездонные. Камень конкретного цвета может быть единственным в мире. Поэтому мы пытаемся бороться за его использование.
Ордена от Фаберже
- На чём специализируются ваши мастера?
- В год предприятие создает 10-12 уникальных работ. В основном это пейзажи и картины быта и культуры Башкирии. В этом году планируем запустить серию восточных мотивов по сюжету башкирского эпоса «Урал-Батыр». Это будут картины философского направления, затрагивающие вечные темы добра и зла, жизни и любви. К сожалению, такой «национальный» колорит не пользуется популярностью у москвичей – наших основных заказчиков. В Башкирии поклонников нашего творчества немного.
Из списка президентских подарков изделия из яшмы постепенно исчезли. К сожалению, ушла в прошлое и православная тема. Сделали всего четыре иконы, одна из которых попала в усыпальницу Симеона Верхотурского. Поэтому больше работаем на заказ, где востребованы шедевры мировой живописи, картины великих художников, например Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рубенса. Также мы делаем объёмную мозаику, шкатулки, столешницы, дворцовую мебель.
- Можно ли вернуть моду на изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, как это было в царской России при мастере Фаберже?
- Уровень мастера соответствует старому времени. В 2012 году Фонд Фаберже присудил шестерым нашим камнерезам ордена. Жюри просто ахнуло от масштабов и мастерства башкирских умельцев. Если говорить о потреблении таких изделий, то сегодня они не востребованы. Ювелир снабжал царскую семью и их многочисленных родственников, графов и князей предметами быта от наперстков до чайников, которые сегодня, к сожалению, стали историей: чай заваривают в пакетиках, а шитьём занимаются разве только в кружках рукоделия.
Институт благородных девиц
- Значит, это вопрос культуры и человеческого вкуса?
- Современному человеку нужно прививать вкус к дорогим и эстетским вещам. Сейчас человек в первую очередь ведется на цену, забывая о качестве. За 200 рублей невозможно купить бусы из натурального янтаря. Но, как ни странно, все удовлетворены этим низкосортом и ненатуральностью. Видимо, выросло поколение, воспитанное китайским ширпотребом.
- Вы преподавали в училище искусств, кто сейчас получает художественное образование?
- Я преподавал около 6 лет композицию и дизайн. Мне это очень нравилось, потому что студенты подпитывают новыми идеями. У них ищущий ум, они постоянно задают вопросы. Поэтому сам развиваешься. Многие из них остались в творчестве, занимаются дизайном. Не могу сказать, что сюда люди идут только за оригинальным дипломом, они приходят за знаниями. Интересно, правда, что теперь в училище искусств  на одного мальчика – девять девочек! Видимо, искусство не востребовано у мужчин из-за стереотипа, что не гарантирует постоянного заработка. Ближайшие 20 лет художественное искусство будут определять именно женщины, состав союза художников уже сильно изменился.
- Насколько вам близка тема архитектуры? Как оцениваете современную застройку в Уфе?
- После окончания училища всерьез подумывал заняться архитектурой, но не сложилось. Сейчас мало за этим слежу. Мне жалко старую часть города, которую пытаются оживить новыми формами и небоскребами. Это смотрится, по меньшей мере, странно. Уфа теряет свою древнюю самобытность. Поэтому логичнее были бы проекты, которые поддержали особые архитектурные ансамбли исторического центра.
В любом случае хорошо, что Уфа застраивается. Мы сильно отстаем от других городов-миллиоников, которые очень активно развивают инфраструктуру.

ДОСЬЕ

Павел Мурашкин родился в 1977 году в Уфе. Окончил Уфимское училище искусств, Уфимский институт искусств (ныне Уфимская госакадемия искусств им. Загира Исмагилова). Член союза дизайнеров России. Лауреат премии «Молодые дарования России» в области народного искусства, дипломант республиканского конкурса «Мастер золотые руки 2005». Награжден орденом Ф.П. Бирбаума Мемориального фонда Карла Фаберже за выдающийся вклад в развитие камнерезного искусства, создание башкирской школы флорентийской мозаики и воспитание молодых камнерезов.


Юлия БАЙДЖАНОВА, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Башкирия: Что изменят штрафы за неправильный выгул собак?
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым