Башкирия: краснодеревщик создает шедевры и знает, как спасти Россию

11 декабря 2013

11 декабря 2013.

Леонтий Тарунтаев - токарь, краснодеревщик и художник. Он вырезает уникальную мебель, в основе которой… классическая музыка. Этим и заслужил мировое признание. Свои творения не продаёт. Потому что уверен: они пригодятся для народа.


Он бы рад передать способности. Но их перенять никто не может. Фото livejournal.com

Кровать под симфонию Моцарта
74-летний мастер встречает меня во дворе кривоватого деревянного барака.
- Сейчас покажу тебе красоту, - с прищуром во взгляде, сквозь седую куцую бороду улыбается он. - Ты веришь в чудо?
Чудо, что эта развалюха с побитыми окнами ещё не припала к земле, думаю я. Да и много ли красоты туда вместится? Пара расписных табуреток… В уме зреет план: сфотографировать, поблагодарить и… на выход.
- Чудеса иногда случаются, - отвечаю я и следую в дом за хозяином.
За дверью - темнота. Спотыкаюсь о прогнившую ступеньку. Впереди коридор. По бокам многочисленные комнатки, как в общежитии. Заходим в первую дверь налево. Замечаю на ней газетную вырезку: «Лучший мебельщик мира живёт на окраине Уфы». Внутри на зелёных стенах рисунки из сказок: петушок, избушка… На полу стоят станок, стол, на тумбочке – телевизор и музыкальный центр. Это мастерская. Пока чудесами и не пахнет. Чувствую лишь гуляющий дым от сигарет.
- Раньше это был детсад, - говорит хозяин. – Мне его бесплатно отдал директор фанерного комбината. А сам построил новый. Здесь живу и творю… Пойдём дальше.
И снова невзрачная дверь. Хозяин гремит ключами, включает свет и… «Чудо», - первое, что приходит в голову. «Царские палаты на 50 квадратах», –
следующая мысль. Резьба на комоде, шкафах, стульях с фигурными ножками… Кажется, каждое завихренье впитало чуточку души мастера. Изделия из берёзы и тополя. Все подписаны. Например, «Кровать. Симфония №20 В. А. Моцарта».
- Работаю только под классическую музыку, - говорит краснодеревщик, видя недоумение на моём лице. – Бетховен, Бах… Их мелодии повторяют контуры движений. Бум-бум - под «рубленые» хиты современности плавных линий не добьёшься. Видишь, в резьбе мужик на лошади дрова везёт. Ух, метель! Это «Февраль» Вивальди... Присядь-ка сюда.
Водружаюсь за дамский столик с зеркалом. И тут… слышится пиликанье.
- Часы с механизмом великого европейского мастера Густава Беккера, - объясняет Леонтий Тарунтаев, тыча в махину на подставке. Доказательство - клеймо в виде якоря и двух букв с инициалами «GB». – Лондонские часы «Биг-Бена» – его работа. Циферблат покрыт золотом, я сделал корпус. Стартовая цена – миллион долларов.
- И как они к вам попали? – спрашиваю я.
- Я состою во Всемирной организации качества «OtherWays». Вот членская карточка. Достать ценную вещь – не проблема.
Леонтий Борисович показывает каталог организации. Вот его фото среди других производителей уникальных вещей планеты. И адрес чёрным по белому: «Рижская стрит». Кроме того, Тарунтаев - обладатель золотой медали на Выставке достижений народного хозяйства СССР, «золота» конкурса в индийском Нью-Дели 82-го года, победитель мировой выставки 2001 г. в Питере… А ещё он запатентовал мебельный станок выпуска подобных произведений искусства. Австрийская фирма сделала его. Но художник пока работает вручную.
- Мебель не продаю. Куба ильмы (обходится где-то в
54 000 рублей) хватает на кровать и два серванта, - рассказывает он. - Пенсия небольшая. Но сдаю часть детсада продуктовому магазину в аренду. Одну комнату занимают добрые люди. С них денег не беру.
Зеркало для Пугачёвой
На вопрос - откуда у вас талант, Леонтий Тарунтаев гордо отвечает: «Я же токарь пятого разряда!»
– Война шла. Конец 43-го… - рассказывает он. – Просыпаемся утром. Мама умерла. От голода. Через некоторое время - и отец от воспаления лёгких. В Уфе тогда, как и везде, люди гибли, как мухи. Нас с сестрёнкой отправили в детдом Калтасинского района. Весной 40 человек повезли на телеге. Я, как самый малый, впереди с товарищем милиционером. Стали переходить через речку, телега перевернулась. Я успел ухватиться за хвост лошади, сестрёнка за мою ногу, страж порядка – за нас. Так и вытащил ручонками двоих. Часть детей утонула. И это не единственный случай чудесного спасения…
В детдоме Тарунтаев много читал, срисовывал с книг картинки. А первым материалом для творчества стал… чёрный хлеб. Из полусырого ломтя он лепил танки и самолёты. А потом он их ел...  В Уфу вернулся один. Сестрёнка умерла. Стал жить у тёти. Чтобы не быть нахлебником, в 14 лет пошёл в артель делать игрушки. Вскоре перевыполнял план взрослого мужика. Работал прессовщиком, шлифовщиком, а потом и токарем на заводе. В армию ушёл с пятым разрядом. А как вернулся, его перевели в отдел художников завода. Очень уж всем нравилась стенгазета от руки Тарунтаева. Позже строил для заводчан жильё с расписными подъездами… Художественный фонд Башкирии стал давать задания рисовать огромные панно на торцы уфимских зданий.
- Три портрета (В. Ленина, К. Маркса и Ф. Энгельса) делал за ночь, - говорит мастер. - 6 тыс. рублей в кармане. А новенькие «Жигули» стоили 3 тысячи. Потом распался Союз. Я попал в автокатастрофу. Долго восстанавливался. У меня сменилась группа крови и «попёрла» резьба. Попал на работу к одному бизнесмену делать мебель. Все столичные звёзды у него побывали. Некоторые и ко мне заходили. Однажды получил заказ - резное зеркало для Аллы Пугачёвой на день рождения. Соорудил. А внизу приделал табличку из серебра с подписью: автор и год. Мои гарнитуры есть у бывших высоких чинов не только России, но и Америки, Израиля, Монголии… Один диван, два кресла и журнальный столик оценивали по бартеру в «Тойоту». Мы базировались в зале одной из гостиниц. Потом наши дороги разошлись. Бригада меня покинула. Жена ушла… Но у меня трое детей и четверо внуков.
- Кто-нибудь пошёл по вашим стопам? – спрашиваю собеседника.
- Эх, неправильный вопрос задаёшь. Каждому своё. Бог дал талант – достигай совершенства. Я бы рад передать способности. Но их перенять никто не может. У Бетховена и Моцарта тоже нет последователей.
Леонтий Борисович вертит в руках резец:
- Подарили в одном музее. Этим орудием вырезал подобные вещи мастер Лука в XVII веке. Он храм построил. Бросил резьбу и ушёл проповедовать. И что? Повесили. Потому что предназначение своё не понял...
Спасти планету
Леонтия Тарунтаева звали к себе работать представители разных стран. Но он наотрез отказывается: «Мне же Россию надо налаживать!»
- Неправильно мы живём, - говорит он. – Меня однажды попросили реставрировать Храм Рождества Богородицы в Уфе. Я согласился. А Богородица ко мне ночью явилась. «Не надо этого, - говорит. - Вы сначала жизнь наладьте. Живёте как нищие». Так я отказался... То, что делают сейчас, вовсе и не мебель. Модная ДСП источает яд формальдегидных смол целых 30 лет. Вон москвич дом строит и пенопластом облицовывает. А при малейшем пожаре - это цианистый калий. Зато изделия из берёзы чисты, как душа женщины. Питомники деревьев нужно организовать повсюду. И… строить новые города.
Мнение Тарунтаева таково: улицы, дома и мебель надо делать по правилу золотого сечения. В основе – цифра 8 (если повернуть – знак бесконечности). Ведь энергия космоса и земли идёт по кругу. Улица должна быть в виде кольца: круглый дом с высотой потолка 4 метра, рядом сад, вокруг забор… И так до восьми колец.
- Ещё Нострадамус говорил, что планета возродится в государстве с головой медведя. Он имел в виду Башкирию, - уверен мастер.
К слову, у него уже есть заготовки для стройки. Осталось дождаться, когда австрийская фирма сделает ещё несколько станков…
- Просыпаюсь однажды, а в комнате, где мои работы, труба отопления лопнула, - продолжает Тарунтаев. - Кипяток хлещет. Побежал на улицу перекрывать краны… Прибегаю, здесь потоп. Я взял и… ушёл. Дверь закрыл на неделю. Потом заглянул – обои свисают. А мебель как новая. Блестит! Господь сохранил. Это ведь для народа всё

ДОСЬЕ

Леонтий ТАРУНТАЕВ родился в 1939 г. в Уфе. Заслуженный художник Башкирии, токарь, краснодеревщик. Окончил художественную школу, уфимский социально-индустриальный техникум. Обладатель 25 статуэток-признаний (Парижа, Берлина, Рима…).

Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты», №50, 2013

Елена ЛУКЬЯНОВА
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Онкологи Башкирии ищут ответы на новые вызовы
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым