В суд Башкирии направлен иск о возмещении вреда за насильственный аборт

23 марта 2011

23 марта 2011.

Сегодня юристы Башкирского представительства Комитета против пыток направили в Туймазинский районный суд Башкирии исковое заявление о возмещении морального вреда 21-летней жительнице Шаранского района, которой 1 мая 2010 года в роддоме Туймазов сделали аборт против её воли.

Дело не созрело

«Труд в Башкортостане» сообщал об этом случае 1 марта в материале «Шок: в Башкирии сделали насильственный аборт».

Четыре с половиной месяца правоохранительные органы разбирались в обстоятельствах происшествия по заявлению, поступившему в милицию в тот же день, 1 мая 2010 года. Трижды уголовное дело в отношении врача Туймазинского роддома возбуждалось и прекращалось за отсутствием состава преступления.

2 июля старший инспектор отделения по делам несовершеннолетних Туймазинского ОВД Л. Валеева пришла к выводу, что врача к ответственности привлечь нельзя, потому, что у неё… есть высшее образование! «формально в действиях врача усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ (незаконное производство аборта) и ст. 111 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью), - говорится постановлении. - Однако согласно комментарию к УК РФ субъектом преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ, может быть только лицо, не имеющее высшего медицинского образования соответствующего профиля. Врач имеет высшее медицинское образование соответствующего профиля, а значит, в ее действиях отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ».

В ходе дополнительной проверки опрошенные следователем работники Туймазинского роддома, дежурившие 1 мая 2010 года, заявили, что об аборте ничего не знают (или не помнят), девушки в мусульманской одежде не видели, аборты в выходные и праздничные дни делают только в экстренных случаях при кровотечениях у беременных. Согласно рапорту Л. Валеевой, в журналах роддома Туймазов данные Сирены отсутствуют, медицинская карта не заводилась.

Затем проверку всё же продолжили, но 13 сентября последовало новое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: «Аборт признается незаконным, если он произведен вне стационарного лечебного учреждения, специально предназначенного для производства операции по искусственному прерыванию беременности. В данном случае аборт был произведен в стационаре, предназначенном для производства операции по прерыванию беременности. Также аборт признается незаконным, если имелись противопоказания для его проведения. В частности, производство аборта допускается, если беременность не превышает 12 недель. В данном же случае, согласно материалам поверки, срок беременности девушки составлял 4-5 недель. От установления степени тяжести вреда здоровью согласно заключению акушерско-гинекологической экспертизы, эксперт воздерживается, в связи с чем не представляется возможным определить наличие состава преступления в действиях врача-гинеколога по ст. 111 УК РФ».

Запад поможет?

- Пострадавшая обратилась к нам 19 августа прошлого года, - рассказал руководитель Башкирского представительства Владислав Садыков. - Проведя общественное расследование этого факта, мы выяснили, что родители угрожали убить девушку за непослушание. Врач знала, что Сирена противилась операции. Кроме того, прерывание беременности было произведено с грубейшим нарушением ведомственных инструкций – без всякого документального оформления, в выходной день.

Действующее в России уголовное законодательство не предусматривает уголовную ответственность врачей за аборт с нарушениями ведомственной инструкции, однако сложившаяся ситуация нарушает права Сирены предусмотренные рядом статей Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так как аборт был произведен вопреки ее желанию. Данный случай можно квалифицировать как бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, что нарушает ст. 3 Европейской конвенции. Конвенция, согласно практике Европейского суда по правам человека, распространяется на действия или бездействие врачей, в том числе в сфере прерывания беременности (постановление суда от 8 июля 2004 года «Во против Франции / Vo v. France», № 53924/00).

Нарушено также право Сирены на уважение частной жизни, предусмотренное статьей 8 Европейской Конвенции. Согласно практике суда, беременность является неотъемлемой частью частной жизни матери. Таким образом, аборт - вторжение в частную жизнь (постановление суда от 20 марта 2007 года «Тысяк против Польши / Tysiac v. Poland», № 5410/03).

Комитет против пыток намерен добиваться полного возмещения морального вреда, причиненного действиями медицинских работников. Сумма ущерба оценена в полтора миллиона рублей.

МНЕНИЕ МИНЗДРАВА РБ…

…по данному факту узнать не удалось. Несколько раз мы пытались получить комментарий в Министерстве здравоохранения РБ по поводу произошедшего. Пресс-служба обещала сообщить об итогах служебной проверки в Туймазинской больнице, но никакой информации так и не сообщила.

 

Айгуль НУРГАЛЕЕВА Башкирское региональное приложение к газете «Труд-7».
RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Онкологи Башкирии ищут ответы на новые вызовы
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым