Башкирия: Ядерная дружба

17 мая 2017

17 мая 2017.

Леонид ЧЕБАНОВ, уроженец с. Серафимовский Туймазинского района, 20 лет командовавший кораблями стратегического назначения, считает, что в сфере испытаний ядерного оружия «дружественных» стран не бывает. Капитан первого ранга отмечен правительственными наградами. Сейчас трудится в гражданском техподразделении флота.

Плавучий институт

– Леонид Викторович, ваша служба была связана со спутниками, баллистическими ракетами, мощными пеленгаторами, обо всём ли мы можем говорить?

– Не только можем, но и должны. На Дальнем Востоке на тихоокеанских базах с честью отслужили Родине моряки из Башкирии. К одному из своих бывших матросов, туймазинцу Рифкату Сираеву, я и приехал в гости. Земляки, служившие со мной, через полгода буквально менялись на глазах, приобретая «золотые» качества: умение работать в команде, высочайшую самодисциплину, выносливость и ответственность. Каждый увольнялся в запас со специальностью, которая могла прокормить. Со многими дружу до сих пор. Они и на гражданке сохранили флотский стержень.

Корабли «Чажма», «Адмирал Неделин», «Адмирал Крылов», которыми я командовал с 1991-го по 1994 годы, давно утилизированы, все наши походы в составе Тихоокеанской гидрографической экспедиции (ТОГЭ) подробно описаны в прессе. Есть спецсайт, на котором опубликовано немало рассекреченной информации. Мы принимали данные со спутников, координировали пуски межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и занимались научно-практическими исследованиями. Едва ли не треть находившихся на борту людей являлась учёными.

– Какие моменты из службы оставили наиболее яркие впечатления?

– Запомнились испытания МБР в 80-х годах. Из Капустина Яра и Байконура запускали свои изделия конструкторские бюро Королёва и Челомея. Огромные расстояния ракета преодолевала за 30 минут. Морякам передавались с точностью до долей секунд время пуска и характер полёта. На высоте 30 км над океаном появилась яркая вспышка. Она приближалась, увеличиваясь в размерах. И вот огненный шар пронёсся рядом с кораблём и врезался в воду. Столб воды поднялся на высоту трёхэтажного дома. Фантастическое зрелище!

Я командовал пятой по счёту ТОГЭ (6 кораблей без вооружения в сопровождении подлодок). Это был плавучий штаб с маленьким научно-исследовательским институтом. Что такое наши измерительные комплексы, расскажу на примере. В 70-х годах что-то пошло не так с полётом космического корабля «Аполлон-13» с американскими астронавтами. Пролетев над Австралией, капсула с людьми должна была упасть на нашей территории. Президент Америки обратился к Правительству СССР с просьбой помочь найти космонавтов. Между тем мы уже с точностью до ста метров знали, в какой точке Тихого океана и во сколько часов приводнится капсула. Экипаж нашего корабля «Чумикан» наблюдал подъём американских астронавтов на борт. Точно так же мы вычислили место приводнения в океане капсулы с нашим космонавтом Лебедевым.

Однажды в 1985 г. вахтенный сообщил о судёнышке, отброшенном от берега на несколько тысяч миль. На палубе измождённые рыбаки-островитяне приветствовали нас, стоя на коленях (встать не было сил). Несмотря на то что острова были под юрисдикцией США, мы подлечили, накормили бедолаг, дали горючее, карту и отправили домой. Это морской кодекс чести – неотъемлемая часть менталитета российских морских офицеров, кстати, они его соблюдают и на «гражданке». Поэтому, наверное, и провёл всю жизнь во флоте. Здесь люди отвечают за каждое своё слово, шаг.

«Культурный обмен»

В начале 90-х, когда наступили непростые для флота времена, Л. Чебанов командовал целым военно-морским соединением. Экспедицию направили в американский Сиэтл для «культурного обмена». Рапорты, что нельзя выставлять на всеобщее обозрение корабли с засекреченным суперсовременным оборудованием, не были услышаны руководством страны. Экипаж отправили на экскурсию в город, но командир остался. На борту внезапно появилась орда репортёров с фотокамерами. За считаные минуты офицеры успели удалить с дисплеев оперативную информацию. Защёлкали вспышки фотокамер. Судя по характеру вопросов некоторых «журналистов», их готовили в ЦРУ и НАСА.

– Мы быстро сообразили что к чему и отвечали так, чтобы запутать американских военспецов, которые будут изучать эти отчёты, – вспоминает Чебанов. – В геополитическом соперничестве технологий не может быть дружбы. В довершение ко всему команда с экскурсии вернулась без одного матроса. В 60-е меня наказали бы, а матроса приговорили за измену Родине. Но в 1992 г. подобного не произошло. Матрос месяц гулял по Сиэтлу, затем его просто депортировали.

В 90-х служить было особенно тяжело, корабли расчленяли и продавали как лом, уходили профессионалы, оставались лишь моряки, вросшие во флот корнями. Политики обменивались дружественными речами, а в акватории Тихого океана шло противостояние двух супердержав. Сегодня оно достигло критической точки. Российский флот сейчас качественно меняется в лучшую сторону.

– Что бы вы посоветовали школьникам, выбирающим военную службу?

– Идти во флот, готовиться к этому (бег, турник), штудировать точные науки. Это возможность получить хорошее бесплатное образование, технические специальности, решить жилищный вопрос. Флот обучает, воспитывает, формирует человека. Хорошего человека.

Эмиль МУСИН

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Крокус скорби
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым