Башкирия: Как проработать 22 года в школе без стрессов

16 декабря 2015

16 декабря 2015.

Рима Ронжина, учитель математики уфимского лицея №58, попала в число 15 победителей всероссийского конкурса "Учитель года". Она нам рассказала, почему дети на ее уроках не боятся выходить к доске, для чего в математике важно красиво говорить и как "перевёрнутый класс" помогает в учёбе.

Рима Ронжина: «Мои ученики не боятся работать у доски». Фото yandex.ru 

Учить - мужское дело?

- Рима Равилевна, за 25 лет существования этого профессионального конкурса, женщины-учителя звания абсолютного победителя удостаивались всего 6 раз. В этом году – вновь мужчина. Хотя в школе их раз-два и обчёлся. В чём подвох? Учитель – не женская профессия?

- А это и правильно, что выигрывают мужчины-учителя. Конкурс– это возможность показать их обществу. Обратите внимание, выигрывают часто молодые мужчины-учителя. Сергею Кочережко из Самары (учитель года - 2015– прим.ред.) 26 лет, два года назад победителем становился 29-летний учитель информатики из Мытищ. Они необыкновенно талантливые, умные, высококультурные. Это пример для выпускников педвузов. Ведь мужчина в школе – это прекрасно. Испокон веков знания несли в первую очередь именно они. Мужской и женский ум отличаются. Мы, женщины, привыкли работать по образцу, по заданным алгоритмам, а мужчины мыслят совсем другими категориями, более креативно.

- Главная причина,почему их нет в профессии, наверное, прозаичнее – неинтересная зарплата.

- Ситуация с оплатой труда всё-таки улучшается. Поэтому всё больше мужчин приходит в школу. В Москве, в северных городах, к примеру, более чем достойная зарплата, поэтому там мужчины отнюдь не редкость.

- Что вам дало участие в конкурсе?

- Мне в школе говорят, что я вернулась другой. Конкурс – огромная нагрузка. Но за этот год, в течение которого проходили этапы, я познакомилась с огромным количеством невероятно талантливых людей. Каждый из них что-то мне дал. Мне очень понравилось, что во многих городах созданы ассоциации педагогов. Не формальные, казённые, а реально работающие. Учителя собираются, обсуждают интересные для них темы, проводят мастер-классы, обмениваются опытом. Хотелось бы, чтобы у нас в республике тоже более активно проводилась такая работа.

- Ни разу не возникало желания сменить профессию?

- Никогда. Я выбрала профессию осознанно. Мне удаётся хорошо объяснять, нравится, когда меня слушают, приятно видеть результат своего труда. Кто-то жалуется на рутину на работе, а у меня тут каждый день очень весело. Проблем с дисциплиной не бывает никогда.

- Говорят, учитель и стрессы – это синонимы...

- Не поверите, за 20 лет работы в школе я ни одного нерва своего не потратила. Потому что, знаете, как вы относитесь к детям, такой вы ответ и получаете. Само проведение уроков у меня демократичное. К доске, например, я никогда не вызываю, чтобы проверить знания. Дети разные, для кого-то это стресс – стоять перед всеми и отвечать. На моих уроках ученик выходит к доске только чтобы учиться. Мы вместе разбираем задачу. Итог - никто не боится работать перед аудиторией.

- Смотрели фильм«Училка»? Как считаете, насколько актуальна для сегодняшней школы ситуация, когда наглые и избалованные ученики доводят педагогов до отчаяния?

- Фильм ещё не смотрела. Но могу сказать, что в нашей школе ни я, ни мои коллеги, к счастью, с такими проблемами не сталкивались.

Перевёрнутый класс

- Что за методика«перевёрнутый класс», которую вы используете?

- Мы, учителя-предметники, очень ограничены по времени. Два часа геометрии в неделю – это очень мало для этого предмета. Дети не успевают понять, поэтому боятся геометрии как огня. Возникла идея: учитель у доски подаёт новый материал, а его записывают на камеру. Потом этот видеоурок с заданиями рассылается ученикам. Они дома смотрят, решают задания, для чего самостоятельно ищут информацию - работают с учебником, интернетом. А наследующем уроке мы уже разбираем непонятные моменты. Это значительная экономия времени.

- Основная установка новых образовательных стандартов, что не учитель теперь даёт информацию, а школьники сами должны её добывать? Насколько она оправданна?

- Хватит детям всё разжевывать у доски! В таком виде они информацию брать-то не хотят. Вот до чего избаловали. Им лень даже параграф прочитать в учебнике. Легче сказать – я прочитал и ничего не понял. Мы от этого должны уходить. Один из способов – это самостоятельный поиск информации. Вот только тогда мы их заставим заниматься. Учитель – не транслятор знаний, а координатор и проектировщик учебной деятельности.

- Вы активно работаете с электронными ресурсами. А многие родители считают, что компьютеров и прочих гаджетов в жизни детей и так много, и против их активного применения в школе.

- Они не думают, что ребёнок и так много времени проводит перед компьютером. Но он проводит это время не на пользу. Соцсети, игры – 95% школьников сидят в интернете ради этого. Если мы привьём культуру обращения с компьютером через те же задания на дом, которые требуют самостоятельного поиска информации, то постепенно интернет станет инструментом для самообразования, ане для развлечений.

- Говорят, что вы на своих уроках учите красиво говорить. Для чего это в математике?

- К сожалению, сегодняшним детям тяжело выражать свои мысли правильно. Развивать язык – это задача не только для учителей словесности. Ребенку, который умеет говорить, гораздо проще объяснить логику решения геометрической задачи, убедить в своей правоте. Мы всегда проговариваем задания, комментируем действия, делаем это живым красивым русским языком.

- В соцсетях с учениками дружите?

- Конечно! Смотрите, сколько лайков мне поставили подфотографией, где я с Путиным на конкурсе учителей.

- Нет желания перебраться из черниковского лицея ближе к центру, туда, где элитные школы?

- Я ценю каждую минуту своего времени. А у меня дом в трёх минутах ходьбы от школы. Некоторые учителя считают, что жить в районе школы неправильно. Возможно, опасаются, что родители могут увидеть их в необычных ситуациях. Я за свое поведение спокойна. Мне нравится жить в окружении учеников и их родителей. Выходя из дома в магазин, говорю сыновьям, что вернусь через 5 минут. Они мне: «Аха, ты придёшь через двачаса». Действительно, пока дойду до магазина и обратно, то одного ученика встречу, поговорю, то чьего-то родителя.

- Можно ли научить математике конкретного гуманитария?

- Нет детей, не способных к математике! Есть упущенные. Да,кому-то легче даётся, кому-то сложнее. Но базовому уровню можно научить всех, это элементарные вещи.

Не завышайте планку

- Обсуждаемый итог прошлого ЕГЭ – провал профильной математики. На «двойку» написали четверть сдававших. Обвинили в этом учителей...

- Я согласна, что это связано с уровнем преподавания. Когда ввели ЕГЭ, многие учителя перестали детей учить математике, а стали готовить к ЕГЭ. И очень много на этом потеряли. Я знаю, что многие ставят перед собой задачу, чтобы дети сдали экзамен. Причём, настраивают на то, чтоб написали хотя бы первую часть, не приступая ко второй. А первая часть – это такой примитивный уровень, с краткими ответами. Этому можно элементарно натаскать. Но она же не охватывает всю математику.

- То есть, дело в ЕГЭ?

- ЕГЭ необходимо - это то, что даже не обсуждается. Но нельзя подменять преподавание математики на штудирование первой части заданий. Надо показывать красоту математики, надо решать сложные задачи. Не ограничивайте детей рамками ЕГЭ: есть такая задача в КИМах, значит, будем её разбирать,нет – значит, нам это не надо. У нас есть программа математики, и мы должны всю её изучить в полном объёме и больше. По большему счёту, к экзамену готовить и не нужно, ведь это показатель того, к чему пришли дети по итогам обучения.

- Это реально?

- К сожалению, готовить приходится. Проблема в отведённом времени на экзамен – всего 4 часа. Даже когда сильный ребёнок сталкивается с незнакомой задачей, он её, конечно, решит, но потратит больше времени. И не успеет хорошо отработать вторую часть КИМов, от которой как раз и зависит величина баллов. Мы поставлены в такие условия, что ученик, приходя на экзамен, должен представлять, с какими заданиями столкнется.

- А ослаблять уровень заданий профильной математики не нужно? Ведь они в прошлом году значительное количество детей оставили за бортом вузов.

- Высшая школа и не должна получать тех, кто не справился с шестью заданиями из первой части. Иначе получим полный кризис в системе образования.

- У ЕГЭ есть существенный «побочный эффект» - в последние два года обучения в школе дети находятся в состоянии хронического стресса, подрывая здоровье. Нужны ли такие жертвы?

- Родители уверены, что ребёнок должен поступить в вуз на бюджет. От этого зависит, придётся в ближайшие 5 лет потратить на образованиеоколо 400 тысяч рублей или нет. Весь ажиотаж вокруг этого. Родители слишком давят на детей, придавая ЕГЭ уж слишком большое значение. А дети пытаются оправдать их надежды. И здесь мы, учителя, должны научить не нагнетать обстановку, объяснить, что психологическое состояние ребёнка должно стоять напервом месте. Многие делают слишком большие ставки, не понимая, что иногда требования слишком завышенные. У каждого ребенка - своя планка.

Мой сын недавно закончил школу. Я тоже перед ЕГЭ начинала волноваться, предлагала нанять ему репетитора, но он мне сказал: «Я гарантирую,что сдам ЕГЭ и смогу поступить в уфимский вуз». Я отпустила ситуацию, доверила всё сыну. Полученных баллов, действительно, хватило, чтобы поступить в авиационный.

- Предлагают ввести что-то наподобие ЕГЭ и для учителей, чтобы проверить их уровень. Педагоги уже выражают возмущение. А вы как относитесь к такой инициативе?

- У большинства педагогов, уверенных в своих знаниях,негативных эмоций это не вызовет. Но ведь мы знаем, что среди школьных учителей есть и такие, которые сами не всегда способны решать задания, предлагаемые выпускникам. Но, с другой стороны, все ведь проходят переаттестацию каждые 5 лет. Вопрос – как тогда им это удаётся. Я думаю, что прежде чем вводить проверки, стоит провести опрос среди педагогов об их отношении к такой процедуре.

Айгуль МУСИНА

Досье

Рима Ронжина родилась в 1971 году в Уфе. Окончила Башкирский государственный университет по специальности «физика». Педагогический стаж – 22 года. Заслуженный учитель РБ, Отличник образования РБ.


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Крокус скорби
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым