Башкирия: Как развивать и застраивать Уфу

18 ноября 2015

18 ноября 2015.
О будущем исторического центра города, возврате трамваев на улицы и о том, чем заинтересовать гостей города, рассказывает Владимир БАРАБАШ, директор «Фонда развития городских проектов».

Центр Уфы преобразят. Фото  www.gorodufa.ru

Не для галочки

- В городе скоро пройдёт уже третий градостроительный форум UrbanБайрам. А что удалось сделать по результатам первых двух?

- Мы осознали необходимость стратегии развития города и приступили к её разработке. Это самое большое достижение. Это не формальный документ, который пишется для галочки. В его разработке приняли участие не только специалисты из Уфы, но и ведущие российские и мировые эксперты. В том числе из инновационного центра «Сколково», Высшей школы экономики, Высшей школы урбанистики, Института экономики города.

На форуме представим результаты широкой аудитории. Любой сможет поспорить с авторами, внести свои предложения. Мы хотим, чтобы этот документ формировался самими горожанами, стал народным.

- Есть же генплан, зачем городу стратегия?

- Это разные вещи. Генплан – документ, задающий рамки территориального планирования в рамках научно-методической работы проектного института. Раньше была плановая экономика, мы знали, какие отрасли промышленности и где будут развиваться. Под них строили жильё, открывали институты. Знали, каких специалистов надо выпускать. Было известно, что определённый завод и через 10 лет продолжит выпускать свою продукцию. Когда мы перешли на капиталистические рельсы, будущее любого города стало туманным. Каждое предприятие выживает как может, какие специалисты будут ему нужны, никакой генплан не знает. Никто не может сказать, куда будет развиваться Уфа. Последний генплан писался по инерции в начале нулевых. А на основе каких исходных данных? Их же нет. А стратегия развития города – это документ, на основании которого надо делать генплан. Она рассказывает проектировщику, сколько мы хотим жилья, какие предприятия планируем развивать, каким видим бюджет Уфы, какую транспортную модель видим в городе. Генплан должен учитывать все нюансы. И тогда он не будет положенным в стол, мёртворождённым и неисполняемым.

- Когда документ появится?

- Надеюсь, стратегию мы примем в начале следующего года с учётом замечаний, высказанных на UrbanБайраме. Сразу объявим конкурс на написание генплана.

Уфа – плохая и хорошая

- Какие-то решения, принятые на предыдущих форумах, воплощаются на практике?

- Конечно. Это грамотное планирование дворовых пространств. В городе появились первые дворы без машин, с выделением большего пространства для людей. Зарубежными экспертами активно поднимался вопрос по ландшафту столицы. Что Уфа - это не парки внутри города, а город внутри большого парка. И сегодня активно идёт работа по облагораживанию сотен гектаров лесных насаждений на территории города. Например, при строительстве 40-этажки на пр. Октября застройщик приведёт в порядок 5 га леса рядом. Проектируется набережная в Инорсе, переосмысливается - в Сипайлово. На финише создание транспортной модели города. Создан программный продукт, позволяющий моделировать потоки машин, что сэкономит миллионы бюджетных денег. Например, вместо одной из предполагавшихся развязок на пр. Салавата Юлаева высчитали более дешёвый и оптимальный вариант.

Создан центр событий. Сайт eventcentrufa.ru. Это организационная структура, объединяющая все, что произойдёт в городе. Она способствует популяризации Уфы, созданию единой диспетчерской. У нас проходит много событий. Симфоническую ночь посетили более 10 тыс. человек, а могли прийти 50-60 тысяч. Если бы организовали всё по стандартам привлечения зрителей. Фактически были только те, кто оказался в Уфе. А ведь на такое мероприятие готовы приехать слушатели из других городов. Таких мероприятий, которые интересны не только  уфимцам, много. Но людей надо информировать, чтобы они знали, где у нас остановиться, где перекусить.

В ближайшие полгода в городе пройдёт семь различных конгрессов. Как разместить гостей, организовать для них транспорт? Это для Уфы в новинку. А ведь существуют чёткие международные стандарты организации подобных мероприятий. В республике даже началось обсуждение некой структуры за счёт бюджета. А мы уже её создали, причём без единого бюджетного рубля. Есть единый федеральный номер, на который может позвонить любой желающий и получить консультацию по интересующему мероприятию. По размещению, трансферу и т.п. Кроме того, сайт занимается продвижением мероприятий, и максимальное число заинтересованных людей узнаёт, что в Уфе пройдёт то или иное мероприятие. Наконец, гостиницы получают плановую загрузку и понимают, как будут работать через месяц, год.

Другой сайт, который мы запускаем - ХорошаяУфа.рФ. На портале укажем места, которые можно посетить. С описанием, фотографией. Во время саммитов мы поняли, что люди не знают, куда пойти кроме памятника Салавату Юлаеву. У нас незаслуженно забыт Парк Победы, а там действует выставка военной техники. Есть музей Боевой Славы и многое другое.

Запускаем сайт СДЕЛАЕМУФУЛУЧШЕ.РФ. Здесь каждый может на интерактивной карте указать яму на дороге. Или сообщить, что в его микрорайоне нужен кинотеатр. Это книга жалоб и предложений, благодаря которой власть увидит, чего не хватает людям. При заполнении электронной карты сайта нам помогли пожелания, высказанные на «Днях соседа». Мы встречались с жителями, которые на карте своего микрорайона показывали, что они хотят.  Выявились интересные вещи. Уверен, что с запуском проекта мы удивимся не один раз. И это хорошо, пусть люди высказываются. Это минимизирует трату бюджетных денег.

Набирает популярность интернет-ресурс Стройкиуфы.рф, где покупатель первичного жилья может выяснить законность интересующего его дома.

Новый старый центр

- А новостройки в историческом центре – это хорошо?

- Мы подсчитали, что за счёт сноса ветхих, аварийных и старых частных строений можно, не уплотняя застройку, разместить  9 млн кв. м жилья и офисных площадей. Почему правильнее и выгоднее строить в центре? Здесь очень изношенные сети. Свыше 70%. Ресурсов их заменить у города нет. И горожане тратят огромные деньги на их неэффективное содержание, так как ремонт и потери ресурсов включаются энергоснабжающими компании в счета за свои услуги. А возводя новый дом, застройщик меняет и коммуникации.

Мы жалуемся на качество услуг общественного транспорта. Всё поглотили «Газели». Но Уфа слишком разряжена для нормального функционирования транспорта. Поэтому микроавтобус остаётся более экономически оправданным. А городские и республиканские транспортные объединения либо живут на грани рентабельности, либо дотируются за счёт бюджета. Убрать же троллейбусы и трамваи невозможно. Завтра цена на маршрутки увеличится в разы. Надо повышать рентабельность пассажироперевозок крупным транспортом. Для этого он должен возить нормальное количество пассажиров. Поэтому надо повышать плотность застройки. Никто же не говорит, что станем возводить многоэтажки окно в окно.

Кстати, математическое моделирование транспортных потоков показало, что можно восстановить трамвай на проспекте Октября. Обычный, не скоростной. Это позволит решить транспортные проблемы, а самому трамваю стать рентабельным. Застройка на пр. Октября уплотнилась. Сегодня на трамвае  от фирмы «Мир» по задворкам до парка им. Якутова ехать смысла нет.  А по прямой – есть. Это реальная альтернатива маршруткам.

- Но ведь сузим проспект Октября…

- Ничего страшного. Разделительная полоса в его центре не задействована. Москва уже пришла к этому, и в центре начали сужать дороги. А часть их переделывают в пешеходные зоны. Невозможно бороться с пробками, расширяя дороги. Надо убирать машины, создавая комфортную альтернативу личному транспорту.

- И всё же ревнители старины обеспокоены застройкой исторического центра…

- Сохранять историко-культурную среду надо. Но абсолютно табуированных кварталов, где есть историческая ткань, здесь практически нет. Чуть дальше от Гостиного Двора вкрапление памятников единично. Это пять-шесть кварталов, которые можно подкорректировать за счёт достроек, не мешающих памятникам архитектуры. Вообще сложилась парадоксальная ситуация. По законодательству любой гражданин может определить любой объект памятником архитектуры. И Министерство культуры обязано включить его в перечень выявленных, провести историко-культурную экспертизу, в течение года принять решение, памятник он или нет. А если за это время его не приняли? У нас есть объекты, которые выявили более 10 лет назад. Чтобы помочь Минкультуры, в городской администрации создаётся отдел для их каталогизации и работы по правильному оформлению и реставрации. Ведь город должен быть красивым и интересным. Да и застройщики, проектируя квартал, должны учитывать объекты культурного наследия. Органично вписывать их в свою концепцию или не трогать. Они не мешают застройщикам, другое дело, что те при любой возможности стараются «вытянуть» лишние квадратные метры за счёт сноса зданий, которые ненадлежащим образом оформлены государством.

ДОСЬЕ

Владимир БАРАБАШ.
Родился в 1980 г. в г. Виннице. В Уфе живёт с 1986 г. Окончил УГАТУ. Работал антикризисным управляющим на ряде крупных предприятий Поволжья и Урала.  С 2014 г. руководитель «Фонда развития городских проектов».

Алексей ШУШПАНОВ, Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы и факты»


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Общество»:

 
Онкологи Башкирии ищут ответы на новые вызовы
Башкирия: Все заголовки четверга 17 мая
Юрий Шевчук с боем взял Сибирь. «АиФ - Башкортостан» помог сиротам-погорельцам получить дом
В Уфимском госпитале ветеранов отказали в бесплатной помощи
Хорошее резюме, здоровое нахальство и нужное знакомство – три главных способа для трудоустройства в Башкирии
Мэрия Уфы обещала жителям Башкирии теплое отношение
Октябрь в Башкирии обещает быть дождливым