Башкирия: Рак не болит

23 ноября 2016

23 ноября 2016.

Откуда он берётся, вреден ли силикон, и зачем нам сказки о Западе.

Инициативу пациента прийти на приём надо приветствовать. Фото из личного архива

Люди стали экономить на здоровье и меньше обращать на него внимания, в то время как профилактика остаётся доступной, а диагностика всё более информативной, убеждена уфимский врач-онколог Гульнур НИГМАНОВА.

Еда с канцерогенами

- Гульнур Хамзеевна, как вы оцениваете ситуацию с онкозаболеваемостью?

- Она растёт – сужу об этом по своему опыту. В последнее время наметилась опасная тенденция - люди стали экономить на себе, на своём здоровье. Ещё недавно, если человека не устраивала госмедицина, он шёл в частную клинику. Сейчас многие не могут позволить себе платные обследования, утешаясь тем, что «ничего не болит». Но когда рак начинает болеть – уже поздно. Работая 25 лет в здравоохранении, знаю, откуда он берётся. Всё просто и банально: стрессы, вредные привычки, отсутствие внутренней культуры сохранения здоровья. Свою роль играет некачественное питание, которое многие выбирают из соображений экономии. В дешёвых продуктах много вредных веществ, в том числе канцерогенов.

К сожалению, не многие уфимцы обладают культурой сохранения здоровья. Даже среди людей образованных, с высоким социальным статусом встречается дремучее невежество в вопросах здоровья. Разве не чудовищно: на моём участке четыре молодые пациентки с раком шейки матки, который так просто диагностируется! Почему они не обследовались, не следили за собой?

- Возможно, людей, особенно работающих, отпугивают очереди, формализм врачей и долгое ожидание по записи…

- Это отговорки. Как бы ни было, здравоохранение остаётся доступным. Да, надо немного подождать, но это не критично. Если ваш возраст делится на три без остатка, вы можете и должны прийти в поликлинику по месту жительства и пройти диспансеризацию. Уровень и качество диагностики выросли. По крови на онкомаркер можно определить риск развития рака молочной железы, яичников, толстой кишки – распознается сама малая опухоль. Ещё недавно мы даже не слышали такой аббревиатуры - ПСА, а сегодня это самый информативный метод диагностики рака простаты.  Каждый мужчина должен делать его ежегодно. В обязательную программу обследования также входит анализ крови на биохимию, маммография, флюорография, ЭКГ. Все это по программе ОМС.

- Какие виды рака наиболее распространены в Башкирии?

- Первенство удерживают рак молочной железы, простаты и легких - время от времени они сменяют друг друга. При том что эти патологии достаточно легко диагностируются. Бывает, человек несколько лет избегал флюорографии, и приходит к врачу уже с жалобой на кровохарканье.

Онкоцентр бьёт тревогу

- Считаете, в целом в Башкирии благополучная ситуация в сфере оказания онкологической помощи?

- Не совсем. Созданы межмуниципальные онкоцентры, работает система первичной диагностики. Самый больной вопрос: перегрузка республиканского онкоцентра, отсутствие нормальных условий для пациентов и персонала. Чтобы попасть туда на первичный приём, пациент с подозрением на патологию вынужден ждать от 2-3 дней до двух недель! Жить с этим грузом и переживать стресс в одиночку.

- Как относитесь к идее создания в Уфе хосписа?

- Он очень нужен, проблема уже перезрела. На мой взгляд, идеальный вариант для размещения хосписа – один из пустующих отелей. В ближайшее время загрузка им не грозит, в то же время там есть вся необходимая инфраструктура. Пока паллиативная помощь представлена несколькими палатами в онкоцентре, близкие больных людей мучаются с ними дома. Руководство РКОД и сотрудники отделения паллиативной помощи не первый год бьются за создание хосписа, но пока не очень успешно.

- Третий год по собственной инициативе вы ведёте школу здоровья. Кто-нибудь помогает?

- Мы долгое время ютились в помещении ДК «Ядкар» в Нижегородке, это было тесно и неудобно. После того как я озвучила проблему в горсовете и к ней подключились СМИ, в первую очередь ваше издание, нам предоставили актовый зал в центре мануальной терапии на ул. Российской. Сюда приезжают со всего города люди, объединённые общими проблемами и бедами. Мы обсуждаем наболевшие темы, пьём чай, говорим по душам. Многие учатся жить со своей болезнью. С флористом делаем цветочные композиции, дарим друг другу - это тоже терапия. Хотелось бы привлечь больше пожилых людей, кого онкология выбирает чаще.

Импланты вне подозрения

- Вы много ездили по миру. Как выглядит российская медицина на фоне западной?

- Не надо слушать сказки из серии «А вот на Западе…». Нигде на диспансеризацию не присылают приглашений и не ведут под руки. Везде нужно прийти в поликлинику, взять направление и обследоваться. К нашей системе здравоохранения много претензий, но она ненамного уступает западной. В России сегодня делают такие операции, которые недавно были реальны только в Израиле и Германии Частные клиники предлагают ещё недавно кажущиеся фантастическими методы диагностики. Например, выявить онкопатологию прямой кишки можно по специальной бумаге, которой пациент, извините, подтёрся. 

Конечно, исследование стоит денег. Мы же пока предпочтём потратиться на новый айфон или шубу, накачанные губы или СПА-процедуры, но при этом всегда готовы «пнуть» медиков и медицину, подрывая тем самым веру в неё.

- К слову, разделяете мнение, что силиконовые импланты способны спровоцировать рак?

- Не стала бы связывать эти вещи и все беды списывать на импланты. Если женщина тщательно обследовалась и патологии не обнаружено, можно их ставить. Но это не значит, что у неё впоследствии не может возникнуть гормональный сбой со всеми последствиями. Но вообще я за естественную красоту, которая всегда сопутствует здоровью.

- К вам нередко обращаются не только «прикреплённые» уфимцы, но и жители других районов города. Не можете им отказать?

- Зачем, если могу помочь человеку? Может, у него нет другой возможности попасть к онкологу или мне доверяет больше. Рада, когда люди уходят из моего кабинета с неподтвердившимися подозрениями. Инициативу пациента прийти на приём надо только приветствовать. Если бы население вовремя и в полном объёме проходило диспансеризацию, мы значительно снизили бы заболеваемость туберкулёзом, ВИЧ-инфекцией, сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями. Поэтому мой совет каждому: преодолеть инерцию и скепсис, довериться медикам, вовремя обследоваться и жить спокойно.

ДОСЬЕ

Гульнур Нигманова.

Родилась в 1965 г. в Кармаскалинском районе. Окончила БГМУ в 1992 г. Во время учёбы подрабатывала операционной сестрой в РКБ им. Г.Куватова. С 1992 г. работает в поликлинике №44.

Светлана ИСТОМИНА

 


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Здоровье»:

 
Башкирия: Кто защитит фельдшера от пациента?
Уникальная операция в Салавате ( Башкирия): девушка станет стройной и сможет свободно дышать
Маме сказали: Аня умрет, рожайте другого ребенка
Ударим спортом по диабету
Аня будет дышать без боли
Мечта: вдохнуть без боли