Башкирия: Ресурсники подарили компаниям ЖКХ половину зимы

19 июля 2017

19 июля 2017.

Энергетики бьют тревогу. В республике по итогам отопительного сезона неплатежи за потреблённое тепло достигли 8 млрд руб., при этом почти 7 млрд – это просроченная задолженность. Жить в тёплых домах, работать в комфортных условиях и пользоваться горячей водой хотят все, а оплачивать ресурсы и работу энергетиков ряд потребителей не торопится. Как быть в этой ситуации? Проблемный вопрос мы обсудили с заместителем директора компании «БашРТС» по сбыту Ириной ПОПОВОЙ.

Деньги жильцов оседают в управляющих компаниях. Фото http://dom43.ru

Зачистить рынок от «псевдоуправляшек»

– Ирина Валерьевна, какая категория потребителей по вашим данным портит жизнь теплоэнергетикам и является основным неплательщиком?

– Из 7 млрд рублей просроченной задолженности за тепло 70% относится к управляющим организациям (УО). Им люди исправно платят за коммунальные услуги. А вот сами обслуживающие компании рассчитываться с ресурсоснабжающими организациями (РСО) не торопятся. Проблема не новая. Мы много лет планомерно работаем с данной категорией потребителей: подаем иски в суды, ограничиваем и отключаем подачу горячей воды, а в некоторых случаях даже привлекаем руководителей к уголовной ответственности. Но даже этих мер недостаточно, чтобы заставить их платить, совокупная задолженность продолжает стремительно расти из года в год.

– Что же вы намерены делать? Ситуация-то критическая…

– Надо понимать, что это проблема системная. У «БашРТС» около 300 потребителей – управляющие организации. Из них только около 20% не доставляют нам проблем с неплатежами. Остальные – это наши должники. Анализ их деятельности показывает, что большинство имеет «под копирку» следующие любопытные особенности: маленький уставный капитал (чуть больше 10 тыс. руб.), аффилированность с другими коммерческими структурами, создающая предпосылки к выводу денежных средств. Основным активом является дебиторская задолженность, которая при этом в 1,5-2 раза ниже кредиторской. Надо отметить, что у таких мелких компаний результаты голосования жителей за выбор обслуживающей организации часто сомнительные, а на руководящих должностях числятся какие-то «зиц-председатели», прошу прощения, вид которых не внушает доверия.

Могу сказать проще: часть жилфонда управляется фирмами-«однодневками», которые не выполняют заявленные ими самими же функции посредника между населением и РСО. Либо в силу некомпетентности, либо в силу умысла.

Мы видим единственный способ решения проблемы – зачистку рынка от таких сомнительных компаний с передачей жилищных активов под управление добросовестным игрокам. Если такую работу провести, то в итоге, по нашему мнению, количество управляющих организаций должно снизиться в разы.

– Зачистка рынка, как правило, приводит к снижению конкуренции, это тоже плохо…

– К сожалению, сейчас идёт борьба не за оказание услуги управления жилыми фондами, а за доступ к платежам населения. Такая конкуренция, когда выживает не сильнейший, а хитрейший, обществу не нужна. Вот пример. К нам поступают сигналы об очередном «ноу-хау»: некоторые недобросовестные «управляшки» часть средств, собранных за коммунальные ресурсы, направляют на популистские действия в угоду населению – например, устанавливают тариф на содержание ниже себестоимости или проводят дополнительное благоустройство. Конечно же, люди станут выбирать такие УО. А что дальше, если не изменить эту ситуацию? Добросовестные управляющие компании с рынка будут вытеснять, а жулики продолжат крутить отлаженную «карусель»: завлёк население – собрал деньги – присвоил – обанкротился, и по новому кругу. В этом случае нам и другим «ресурсникам» останется либо просить государство вернуть через наши тарифы то, что у нас «относительно честно» изъяли, либо ужесточить бизнес. Вот к чему приведёт нынешняя конкуренция.

«Взял товар – оплати!»

– Регулирование рынка управляющих организаций не входит в компетенцию «БашРТС». Получается, вы видите проблему, но не можете на неё повлиять?

– Просроченный долг теплоэнергетикам по всей системе ЖКХ республики составляет почти 5 млрд рублей. А объём отпуска тепла «БашРТС» этой системе в отопительный период – 10 млрд. По сути, получается, мы «подарили» предприятиям ЖКХ половину зимы! Поэтому у нас, как у крупнейшего кредитора этой системы, есть и моральное, и юридическое право выдвигать условия её функционирования. Мы вправе требовать наведения порядка в этой сфере. Конечно, надеемся на поддержку Министерства ЖКХ республики, правоохранительных и надзорных органов. И надо сказать, в последнее время наше взаимодействие с ними усиливается.

Но если говорить глобально, то в этой сфере сейчас нет, а должна быть элементарная культура бизнеса, основное правило которой: взял товар – оплати! В нашем случае: получил от РСО тепло, передал жителям, собрал с них деньги – рассчитайся с поставщиком. Ну, куда уж проще-то…

– А что делать жителям, дома которых оказались под управлением неблагонадежных УО? Может быть, пока не платить и ждать, когда сменится обслуживающая компания?

– Жителям в любом случае нельзя задерживать текущие платежи. Нужно понимать, что при передаче фондов в добросовестные управляющие организации права на долги жителей также будут передаваться туда. При этом, чем больше долги у жителей, тем больше будет у них путаница по сверке с новой компанией. Напротив, жители с нулевыми долгами безболезненно перейдут в новые УО вне зависимости от того, как прежняя распоряжалась их платежами.

– Может, проблема решится с принятием закона о прямых договорах жителей с РСО?

– Во-первых, пока непонятно, когда этот закон примут, и он начнёт действовать. Во-вторых, нужно быть готовыми к тому, что каждой РСО придётся набрать штат агентов по обслуживанию сотен тысяч абонентов. А житель будет взаимодействовать не с двумя-тремя поставщиками (сейчас, как правило, это УО и региональный оператор капремонта, «ЭСКБ»), а с пятью-семью, включая водоканал, теплосети и газовую службу.

Мы со своей стороны будем и дальше отстаивать свою позицию: посредники по сбору платежей между населением и РСО нужны, но их число должно исчисляться не сотнями, а десятками. И главное – они должны быть надежными и ответственными.

Александр НИКОНОВ


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Экономика»:

 
Новые фермы для экскурсий и производства мяса птицы: в Башкирии началось обучение в «Школе фермера»
Путин помирил СНОС и "Каустик". Ненадолго
«Башавтотранс» потерял 16 млн. рублей – несмотря на внедрение системы контроля «Глонас-GPS»
АФК «Система» начала процесс объединения «Башнефти» и «РуссНефти»
Lenovo в Уфе
Мы ждем перемен
В «Геострое» выстроили дело