Как создать башкирское кино, и почему прокат в районах его не берёт

31 мая 2017

31 мая 2017

Фильм молодого режиссёра Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью», снятый на грант главы Башкирии, побил рекорды проката и заставил зрителей поверить в реальность существования башкирского кино. За месяц показов картина собрала почти 3 млн рублей и обошла в прокате даже распиаренный «Форсаж». На днях фильм получил одну из главных наград в конкурсе  регионального и этнического кино Х Чебоксарского международного фестиваля.

Кадры из фильма  «Из Уфы с любовью».

Кина не будет?

- Айнур, успех фильма превзошёл ожидания?

 - Пожалуй, если учесть все обстоятельства. По условиям гранта мы отсняли фильм всего за полгода - очень сжатые сроки для полнометражки. По этой же причине у нас не было времени на маркетинг и пиар-кампанию: на момент переговоров с кинотеатрами я не имел готовой версии фильма. Но и эти цифры радуют, тем более они не окончательные, показы продолжаются. На сегодня половину гранта мы уже оправдали. Цель – окупиться и собрать хотя бы 10 млн рублей. Будем с отдельными показами работать, устраивать киномарафоны, творческие встречи. Надеюсь, прокат будет долгим, и к концу года сможем выйти на эту сумму.

- Кинотеатры охотно берут башкирский продукт?

- Поначалу многие отказывались от нашего фильма, везде были какие-то маленькие скандальчики. Проблем не было только с уфимским кинотеатром «Родина». На периферии – полное динамо. Если я обращался раньше, мне отказывали: слишком рано. Потом – наоборот: говорили, что надо было договариваться раньше. В результате в Учалах прошло всего четыре сеанса, один нам дали в 18.30, на него за неделю не было билетов. На остальные три -  в 8.30 утра пришли по 20 человек, и это тоже неплохо. Дали бы хорошее время – зрителей было бы больше. Над нами поиздевались: нате, подавитесь. Тяжело было в Сибае и Салавате: две недели каждый день я по телефону убеждал, пока не взял измором. Особенного энтузиазма у них, к сожалению, не было. Нам выделили три часа дня - в рабочем городе! В Сибае за неделю собрали 18 тыс. руб. (нам перевели 9 тыс.) - смешная сумма для города, куда приезжают со всего Зауралья. В Учалах и Белорецке кинотеатры были не против, но не позволяло расписание, утверждаемое холдингом «Премьерзал». С аналогичными проблемами сейчас сталкивается Булат Юсупов при прокате своего фильма «Бабич».

- К слову, как коллеги оценили фильм, отреагировали на ваш успех?

- Наверное, порадовались… Кто-то поздравил вслух, кто-то про себя (смеётся).

Кто заказчик?

- В фильме просматривается некий госзаказ: показаны все «саммитовские» объекты и лучшие видовые панорамы города, все три пары - межнациональные и т.п…

- Почему-то считается, что, если грант от государства, обязательно кто-то должен диктовать. Можете считать меня конъюнктурщиком, но никакого госзаказа в фильме не было. Подавая заявку на грант, я ещё не имел сценария, не считая абзаца текста, о чём примерно предстоит снять кино. И это утвердили. Никто надо мной не стоял, не диктовал, о чём должен быть фильм, где править сценарий. Моё видение совпало с мнением Минкульта. Мне хотелось показать Уфу многонациональным, зелёным, красивым городом с душой. Это и символизирует Дина, яркая, неуловимая девушка с зелёными волосами.

- В фильме очень запоминающийся музыкальный ряд. Кто участвовал в его создании?

- Музыку написали Руслан Шафиков - композитор с уфимскими корнями, работающий в Санкт-Петербурге, и руководитель этно-группы «Йатаган» Ильдар Шакиров, который много пишет для Первого канала. В финале звучит композиция группы «Самолёт» - она мне очень нравится, давно хотел включить её куда-нибудь. Музыка получилась оригинальной, необычной, современной, с башкирскими мотивами.

- Как вы отреагировали на обвинения в «растлении башкирской молодёжи»?

- Спокойно, даже всерьёз не принял. Вообще, считаю, любые рецензии на фильм, в том числе негативные, работают на его продвижение.

- По какому принципу выбрали актёров на главные роли?

- Очень просто: подходит - не подходит по сценарию. Старался сделать так, чтобы актёры отражали многонациональный облик нашего города.

- Не было желания задействовать в фильме свою супругу, как это делает большинство режиссёров?

-  Если она будет сниматься, кто же будет работать на площадке?

- Актёры получили достойные гонорары?

- Они работали за идею, получали только компенсацию на проезд и питание. Если платить гонорары, мы не смогли бы снять фильм.

Вырос из киностудии

- Сегодня вы фрилансер, а начинали карьеру на киностудии «Башкортостан». Стало тесно? 

- Киностудия как трамплин идеальна, чтобы овладеть навыками режиссёрского ремесла. Каждый, кто хочет заниматься режиссурой, должен начинать с азов. Я начинал техником на съёмках: таскал грузы, штативы, изучал процесс съёмок изнутри. Зато теперь во всем разбираюсь. Но я вырос из формата киностудии, теперь не только режиссёр, но и продюсер своих проектов. В то же время киностудия является генеральным партнёром проекта, предоставила техническую базу, специалистов. Огромная благодарность всему коллективу и её директору Азамату Хужахметову. Моё сотрудничество с киностудией продолжается, на её базе завершаю документальный фильм «Ткачиха».

- А есть планы на новый художественный фильм?

- Известные компании предлагают сценарии, но пока отказываюсь. Понимаю, что обращаются ко мне не потому, что ценят как режиссёра, а потому, что у меня хорошее портфолио, что важно при получении гранта Министерства культуры, Фонда кино. Каждый выпускник киновуза имеет право получить от 25 до 50 млн рублей на поддержку дебютного кино. За мной охотятся как за этакой грантовой девственницей. И я пока никому не отдаю право первой ночи, хочу сам подать заявку от киностудии «Башкортостан», сделать кино по своему сценарию. В частности, средства с проката «Из Уфы с любовью» пойдут на создание фильма «Буран». Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в прошлом году в Хайбуллинском районе и Оренбургской области. Это будет уже не чисто локальный проект, постараемся получить грант российского Минкульта.

Башкирский мат в Интернете

- Ранее в Башкирии снимали художественные фильмы, даже с привлечением российских звёзд, но ни один не имел такого успеха. В чём, по-вашему, секрет?

- Думаю, что и фильмы, снятые ранее, могли иметь успех, они просто не дошли до своего зрителя из-за того, что затраты на рекламу велики, а бюджеты фильмов очень малы. Мы же активно использовали Интернет для рекламы. Это очень недорого и действенно.

- Планируется ли показ «Из Уфы с любовью» на ТВ, выход на другие регионы?

- В республике, к сожалению, не работает стандартная система продаж фильмов на ТВ. Раньше башкирские картины бесплатно показывали по телевизору: мол, скажите спасибо. Сейчас, надеюсь, такого не будет. Чтобы рынок развивался, нужно продавать кино.

С кинотеатрами за пределами Башкирии переговоров также не было. Изначально мы ориентировались на внутренний рынок, хотели показать, что сделать региональный кинопродукт и окупить затраты возможно. Есть же феномен якутского кино, при том, что население Якутии - всего около миллиона человек. Готовимся подписать договор со Свердловской киностудией – они предложили взять фильм на дистрибуцию по России. Подправят звук и немного перемонтируют, чтобы сделать более понятным российскому зрителю. По их мнению, фильм надо немного сократить. В частности, хотят убрать линию Алмаса Амирова. Сказали: наверное, это очень крутой чувак, но для фильма персонаж не важен. Полную версию выложим в Интернет – там есть хорошие эпизоды с интересной башкирской руганью!

ДОСЬЕ

Айнур АСКАРОВ.

Родился в 1987 г. в с. Акъяр. В 2008 г. окончил Сибайский колледж искусств («актер театра и кино»), в 2013 г. - Санкт-Петербургский университет кино и телевидения («режиссура неигрового кино»). Создатель и руководитель студии «Аскарфильм». Снял худфильмы «Дама с собачкой», «Е?меш», «Горький мёд», «Пусть ветер унесёт мои слова». Лауреат Молодёжной премии Санкт-Петербурга, Государственной республиканской молодёжной премии в области литературы и искусства имени Ш. Бабича.

КСТАТИ

Главный герой фильма - молодой деревенский парень Урал. Вернувшись из армии, он узнаёт, что невеста бросила его ради другого, городского, и к тому же продала фамильное кольцо, подаренное ей год назад как залог совместного будущего. Чтобы вернуть семейную реликвию, Уралу предстоит немало побегать по Уфе, обрести новых друзей, а также встретить свою любовь. И бросить вызов деревенским предрассудкам. 

Светлана ИСТОМИНА

 

Фильм молодого режиссёра Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью», снятый на грант главы Башкирии, побил рекорды проката и заставил зрителей поверить в реальность существования башкирского кино. За месяц показов картина собрала почти 3 млн рублей и обошла в прокате даже распиаренный «Форсаж». На днях фильм получил одну из главных наград в конкурсе  регионального и этнического кино Х Чебоксарского международного фестиваля.

Кина не будет?
- Айнур, успех фильма превзошёл ожидания?
 - Пожалуй, если учесть все обстоятельства. По условиям гранта мы отсняли фильм всего за полгода - очень сжатые сроки для полнометражки. По этой же причине у нас не было времени на маркетинг и пиар-кампанию: на момент переговоров с кинотеатрами я не имел готовой версии фильма. Но и эти цифры радуют, тем более они не окончательные, показы продолжаются. На сегодня половину гранта мы уже оправдали. Цель – окупиться и собрать хотя бы 10 млн рублей. Будем с отдельными показами работать, устраивать киномарафоны, творческие встречи. Надеюсь, прокат будет долгим, и к концу года сможем выйти на эту сумму.
- Кинотеатры охотно берут башкирский продукт?
- Поначалу многие отказывались от нашего фильма, везде были какие-то маленькие скандальчики. Проблем не было только с уфимским кинотеатром «Родина». На периферии – полное динамо. Если я обращался раньше, мне отказывали: слишком рано. Потом – наоборот: говорили, что надо было договариваться раньше. В результате в Учалах прошло всего четыре сеанса, один нам дали в 18.30, на него за неделю не было билетов. На остальные три -  
в 8.30 утра пришли по 20 человек, и это тоже неплохо. Дали бы хорошее время – зрителей было бы больше. Над нами поиздевались: нате, подавитесь. Тяжело было в Сибае и Салавате: две недели каждый день я по телефону убеждал, пока не взял измором. Особенного энтузиазма у них, к сожалению, не было. Нам выделили три часа дня - в рабочем городе! В Сибае за неделю собрали 18 тыс. руб. (нам перевели 9 тыс.) -
смешная сумма для города, куда приезжают со всего Зауралья. В Учалах и Белорецке кинотеатры были не против, но не позволяло расписание, утверждаемое холдингом «Премьерзал». С аналогичными проблемами сейчас сталкивается Булат Юсупов при прокате своего фильма «Бабич».
- К слову, как коллеги оценили фильм, отреагировали на ваш успех?
- Наверное, порадовались… Кто-то поздравил вслух, кто-то про себя (смеётся).
Кто заказчик?
- В фильме просматривается некий госзаказ: показаны все «саммитовские» объекты и лучшие видовые панорамы города, все три пары - межнациональные и т.п…
- Почему-то считается, что, если грант от государства, обязательно кто-то должен диктовать. Можете считать меня конъюнктурщиком, но никакого госзаказа в фильме не было. Подавая заявку на грант, я ещё не имел сценария, не считая абзаца текста, о чём примерно предстоит снять кино. И это утвердили. Никто надо мной не стоял, не диктовал, о чём должен быть фильм, где править сценарий. Моё видение совпало с мнением Минкульта. Мне хотелось показать Уфу многонациональным, зелёным, красивым городом с душой. Это и символизирует Дина, яркая, неуловимая девушка с зелёными волосами.
- В фильме очень запоминающийся музыкальный ряд. Кто участвовал в его создании?
- Музыку написали Руслан Шафиков - композитор с уфимскими корнями, работающий в Санкт-Петербурге, и руководитель этно-группы «Йатаган» Ильдар Шакиров, который много пишет для Первого канала. В финале звучит композиция группы «Самолёт» - она мне очень нравится, давно хотел включить её куда-нибудь. Музыка получилась оригинальной, необычной, современной, с башкирскими мотивами.
- Как вы отреагировали на обвинения в «растлении башкирской молодёжи»?
- Спокойно, даже всерьёз не принял. Вообще, считаю, любые рецензии на фильм, в том числе негативные, работают на его продвижение.
- По какому принципу выбрали актёров на главные роли?
- Очень просто: подходит - не подходит по сценарию. Старался сделать так, чтобы актёры отражали многонациональный облик нашего города.
- Не было желания задействовать в фильме свою супругу, как это делает большинство режиссёров?
-  Если она будет сниматься, кто же будет работать на площадке?
- Актёры получили достойные гонорары?
- Они работали за идею, получали только компенсацию на проезд и питание. Если платить гонорары, мы не смогли бы снять фильм.
Вырос из киностудии
- Сегодня вы фрилансер, а начинали карьеру на киностудии «Башкортостан». Стало тесно?  
- Киностудия как трамплин идеальна, чтобы овладеть навыками режиссёрского ремесла. Каждый, кто хочет заниматься режиссурой, должен начинать с азов. Я начинал техником на съёмках: таскал грузы, штативы, изучал процесс съёмок изнутри. Зато теперь во всем разбираюсь. Но я вырос из формата киностудии, теперь не только режиссёр, но и продюсер своих проектов. В то же время киностудия является генеральным партнёром проекта, предоставила техническую базу, специалистов. Огромная благодарность всему коллективу и её директору Азамату Хужахметову. Моё сотрудничество с киностудией продолжается, на её базе завершаю документальный фильм «Ткачиха».
- А есть планы на новый художественный фильм?
- Известные компании предлагают сценарии, но пока отказываюсь. Понимаю, что обращаются ко мне не потому, что ценят как режиссёра, а потому, что у меня хорошее портфолио, что важно при получении гранта Министерства культуры, Фонда кино. Каждый выпускник киновуза имеет право получить от 25 до 50 млн рублей на поддержку дебютного кино. За мной охотятся как за этакой грантовой девственницей. И я пока никому не отдаю право первой ночи, хочу сам подать заявку от киностудии «Башкортостан», сделать кино по своему сценарию. В частности, средства с проката «Из Уфы с любовью» пойдут на создание фильма «Буран». Сюжет основан на реальных событиях, произошедших в прошлом году в Хайбуллинском районе и Оренбургской области. Это будет уже не чисто локальный проект, постараемся получить грант российского Минкульта.
Башкирский мат
в интернете
- Ранее в Башкирии снимали художественные фильмы, даже с привлечением российских звёзд, но ни один не имел такого успеха. В чём, по-вашему, секрет?
- Думаю, что и фильмы, снятые ранее, могли иметь успех, они просто не дошли до своего зрителя из-за того, что затраты на рекламу велики, а бюджеты фильмов очень малы. Мы же активно использовали Интернет для рекламы. Это очень недорого и действенно.
- Планируется ли показ «Из Уфы с любовью» на ТВ, выход на другие регионы?
- В республике, к сожалению, не работает стандартная система продаж фильмов на ТВ. Раньше башкирские картины бесплатно показывали по телевизору: мол, скажите спасибо. Сейчас, надеюсь, такого не будет. Чтобы рынок развивался, нужно продавать кино.
С кинотеатрами за пределами Башкирии переговоров также не было. Изначально мы ориентировались на внутренний рынок, хотели показать, что сделать региональный кинопродукт и окупить затраты возможно. Есть же феномен якутского кино, при том, что население Якутии - всего около миллиона человек. Готовимся подписать договор со Свердловской киностудией – они предложили взять фильм на дистрибуцию по России. Подправят звук и немного перемонтируют, чтобы сделать более понятным российскому зрителю. По их мнению, фильм надо немного сократить. В частности, хотят убрать линию Алмаса Амирова. Сказали: наверное, это очень крутой чувак, но для фильма персонаж не важен. Полную версию выложим в Интернет – там есть хорошие эпизоды с интересной башкирской руганью!

RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу