Башкирия: О разделении церкви, семейных традициях и внутренней культуре

12 апреля 2017

12 апреля 2017.

Отец Сергий рассказал, когда появились представители Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ) на башкирской земле, как возводили храм в Стерлитамаке и почему детей нужно готовить к свободе.

Строили десять лет

- Почему понадобилось возводить новую церковь? Ведь был же в городе старообрядческий храм до революции…

- Его построили в Стерлитамаке в 1908 г. В годы советской власти у нас это здание отобрали. В нём размещалась лыжная база физкультурного техникума. В 90-е годы старообрядческая община зарегистрировалась в республике, затем попросила власти вернуть это строение церкви. Но вместо него выделили помещение бывшего детсада. Там открыли молельный дом. Выяснилось, что за годы гонений часть людей многое утратила в служении Господу и ослабла вера. От безграмотности стали говорить: «Наши родители так не молились, этого не было, это от новообрядческой церкви». Произошло разделение внутри общины. Другая часть людей восстановила полное служение, какое было до середины 17-го века. Встал вопрос о построении храма. Чиновники говорили: «Ищите место сами». Пустыри, что мы находили, нам не давали. Зато на этих землях позже появлялись особняки. После этого решили строиться на своей земле.

- Как мэрия к этому отнеслась?

- Никаких препятствий не чинила. Церковь в честь святителя Василия Великого строили 10 лет. В 2010 г. наш святейший патриарх Александр приехал и освятил сей храм.

- На какие средства возводили храм?

- Паства помогала, люди со стороны, отчасти некоторые предприятия. Кому даровался дух помощи и милости, тот приходил и помогал. С Божией помощью с миру по нитке и возвели.

- А как вы пришли к вере?

- Я из старообрядческой семьи. Мои родители были верующими, но в период гонений они старались не выставлять духовность напоказ. Прививали детям справедливость, любовь к Богу через помощь людям. Отец после войны работал на станкостроительном заводе им. Ленина. Я тоже успел на нём потрудиться, а после и в пожарном поезде. В 1997 г. на собрании старообрядцев встал вопрос о священстве. Выдвинули мою кандидатуру. В сан священника возвели в 1998 г. и направили на служение в храм в честь Василия Великого.

- Как старообрядчество появилось в Башкирии?

- При разделении церкви в 17-м веке эта сторона ещё не была просвещена Христовой верой. Когда началось освоение Урала и Сибири, народ под жестокими гонениями за веру Христову продвигался дальше на Восток. Люди хотели свободно исповедовать православие, дабы им никто не запрещал. Они под давлением властей удалялись из городов, чтобы сохранить чистоту веры. Когда именно старообрядцы появились в Башкирии, трудно сказать. Сейчас, кроме Стерлитамака, древлеправославный храм с 1895 г. есть в с. Усень-Ивановское Белебеевского района. В Белебее строится, в Уфе есть приход, и стоит вопрос о возведении храма.

- А сколько всего верующих?

- По республике трудно сказать, но в нашем приходе около 200 человек.

Реформы - с Запада

- Чем отличаетесь от РПЦ?

- В середине 17 века в русской церкви произошло разделение. Старообрядцы не захотели мириться с новшествами патриарха Никона. Он в 1653 г. отменил двоеперстное крестное знамение, стал уничтожать старые церковные книги, привёз с Запада новые, греческо-униатские (намёк на униатскую церковь - соединение православной и католической при главенстве последней, - Ред.) Церковные чины изменяли по образу греко-униатской и католической церкви. Имя Спасителя Исус заменили на Иисус, и много другого было сделано реформаторами. Вместо трёх погружений в воду ввели обливательное и кропительное крещение по латинскому образу. Есть разница в иконописи. У них лики передают человеческие чувства и эмоции. У нас это не принято – они каноничные. Разделение церкви – вообще затея латинян, чтобы захватить Русь. Захват у них не получился, но народ разделили. За период гонений реформаторы уничтожили миллионы приверженцев старой веры. Падение нравственности на Западе сегодня – вот результат. Падение человечества грядёт, но каждый человек может спасти себя.

- Вы всегда были сильны старыми традициями, например, семейными…

- Их мы стараемся сохранить. По православному учению, муж - глава семьи и заботится о ней, жена должна ему подчиняться и во всём слушаться. Кстати, как и у мусульман. Это залог крепости брака. Дети должны уважать и любить родителей. Жить не в страхе перед ними и Господом, а именно в любви. А взрослым нужно помнить, что своим неправильным поведением они могут оттолкнуть от себя детей, тем самым наказать себя.

- Есть стереотип, что у вас всё очень строго. Чуть что - отец может стукнуть великовозрастного детину ложкой по лбу…

- Слишком строго тоже нельзя. У взрослых детей есть своя воля и свобода, данная Господом. А вот насколько родители подготовили детей к этой воле и свободе, настолько и будут пожинать плоды. Конечно, с развитием современного общества традиции и вера теряются. По поводу воспитания и наказания апостол Павел говорит интересно: «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» И в притчах подобное:  «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына». Ребёнок ведь поначалу не знает, что хорошо, что плохо. Если он слов не понимает, приходится его наказать.

- Семья большая?

- У меня пять сыновей. Работают. Младший из армии пришёл.

- А вам разве не запрещено служить в армии?

- С чего вы взяли? В годы Великой Отечественной войны многие старообрядцы пошли на защиту Родины. Это их земля, их народ. Тем более шли против внешнего врага.

Жить справедливо

- А как относитесь к светским праздникам - 23 Февраля, 8 Марта?

- Международный женский день вообще не почитаем, он установлен в противовес православному учению. С праздником Победы 9 Мая поздравляем.

- Как относитесь к преподаванию в школах основ религиозных культур?

- Сама по себе хорошая идея. Но мне кажется, немного запоздалая для религиозного просвещения. Сейчас трудно человека привести к Богу, информации гораздо больше обратной, способной отвратить. Теряем верующих. Мой приход в городе около 200 человек, из них молится 10%. Для большинства образ жизни не меняется. Если при крещении человек не меняется в лучшую сторону и не ходит в церковь, то является предателем Христовой веры. Лучше было бы в таком случае не креститься.

- Но младенцев крестят в несознательном возрасте, если потом станут атеистами, не их же вина…

- Если молодые родители у нас крестились и венчались, то должны крестить и ребёнка по вере, приходить на службу и причащать его.

- А как вы относитесь к абортам, разводам?

- Отрицательно. Аборт страшнее убийства. Если погиб крещёный, за него можно помолиться, спасти его душу. А с нерождённым как? У него даже имени нет. Что касается разводов. К созданию семьи надо подходить ответственно, а не просто уступать своему плотскому влечению. Что Господь сочетал, того человек да не разлучает. Если возникают конфликты между супругами, то нужно стараться разрешить их примирением через терпение.

- Есть профессии, которые не приветствуются вашей верой?

- Прямого запрета нет. Но есть трудности. У нас запрещено брить бороду. Будучи, допустим, пожарным, как ты противогаз наденешь? Тут уже надо выбирать, что для тебя предпочтительнее - исполнение Закона Божия или заработок.

- Но в армии по уставу надо бриться…

- Здесь уже по закону. Православное учение призывает защищать своё Отечество. Поэтому здесь не можешь нарушать воинские порядки. Отслужил и покаялся за невольное согрешение.

- Как вы думаете, батюшка, мы живём в справедливом обществе?

- Вера человека не зависит от общества, в котором он живёт. Сам человек живет справедливо или нет в этом обществе. На мой взгляд, во всём мире вера сильно падает. Духовность пришла к нулю. Внутренней культуры нет. Недавно услышал новость, что в Мехико легализуют марихуану. Легализация однополых противоестественных постыдных страстей – это полное исчезновение нравственности.

- А ваша церковь старается это как-то изменить?

- Среди христиан такие пороки не должны даже именоваться. А на остальной мир мы можем повлиять только молитвой. В политической жизни стараемся не принимать участие, также как и в выборах и голосованиях. Человек за себя не может поручиться, что будет с ним завтра, то какже за другого он может поручиться? Как выбираемый чиновник поведёт себя на выборной должности? Никто же этого не знает. Поэтому мы только молимся о людях во власти, чтобы Господь давал им разум принимать правильные решения.

ДОСЬЕ

Отец Сергий (Громов).

Родился в Стерлитамаке в 1961 г. Получил церковное образование в Древлеправославном духовном училище в г. Новозыбкове Брянской области. В сан священника возведён в 1998 г.

КСТАТИ

ПАСХА В МУЛЬТИВАРКЕ

Благодаря достижениям современной техники, приготовить пасху можно даже в мультиварке.

В тёплом молоке (полстакана) развести пакет быстрорастворимых дрожжей, предварительно добавив к ним ложку сахара и 3 ложки муки. Тщательно перемешать и настоять 10 минут. 3 яйца с сахаром (150г) взбить миксером в однородную белую массу. В глубокую чашку вылить опару, добавить яично-сахарную смесь, соль и ванилин. Перемешать. К массе постепенно подмешивать муку (600 г).  Должно получиться однородное тесто. По очереди ввести сливочное (100г), а затем растительное масло (5 ст. л.). Перемешать и оставить в тёплом месте часа на три. Промыть 100 г изюма в тёплой воде и осторожно вмешать в тесто. Емкость мультиварки смазать растительным маслом. Положить в неё тесто. Чашу с тестом поставить на прогрев минут на 20, затем отключить и дать тесту постоять около часа для поднятия. Затем включить режим «выпечка» на 1,5 часа. Готовую пасху украсить сахарной глазурью и тертым шоколадом.

АНЕКДОТ

Позвонил муж, жена ему:

- Христос воскрес!

Он в ответ:

- И тебе того же!

*   *   *

- Скажите, Холмс, почему на пасхальных яйцах пишут буквы «Х» и «В»?

- Элементарно, - Холмс и Ватсон...

 

Алексей ШУШПАНОВ


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Обстановка дома-музея С.Т. Аксакова доносит до посетителей дух уфимской старины
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу