Башкирия: уфимские общественники продолжают борьбу за сохранение архитектурно-исторического наследия

22 декабря 2016

22 декабря 2016.

После сноса дома Монблановых (ул. Гоголя, 20) защитники уфимской старины пытаются спасти оставшиеся четыре исторических дома в том же квартале, сохранившем черты городской застройки XIX века.

Три из 124

«Уфа катастрофически быстро теряет свой исторический облик. Наше наследие бесстыдно, варварски уничтожается. Нам подсовывают бездушные железобетонные стекляшки», - говорится в петиции, которую активисты движения направили главе и премьер-министру правительства республики в связи с варварским разрушением в сентябре прошлого года памятника культурного наследия – дома Кочкина на ул. Аксакова. Уфимцы обратились к властям с просьбой обязать застройщика квартала восстановить утраченное здание.

По данным историка Павла Егорова, за последние 20 лет в Уфе снесено 140 зданий-памятников. Еще в 2013 году архзащитники направили в минкульт Башкирии список из 124 домов, подлежащих постановке на госохрану, но за три года только три из них обрели статус памятника. Год назад борьба за уфимскую старину вышла на новый виток: на очередных общественных слушаниях в связи с намечающейся застройкой квартала, ограниченного улицами Валиди-Гоголя-Пушкина-К.Маркса, активисты указали на архитектурную и мемориальную ценность домов № 20, 22, 24, 26 и 28 по улице Гоголя.

- Этот отрезок улицы Гоголя с полным правом можно назвать мемориальным, - говорит координатор «Архзащиты Уфы» Владимир Захаров. - В доме Гурылева (№ 22) жил профессор Александр Носков, основатель географического факультета БГУ, в двухэтажном доме № 26а расположен музей-кабинет ученого, профессора БГМУ Дмитрия Татаринова. В нем собраны предметы быта, семейные фотографии и библиотека старинных книг. Интересно, что в 1996 году дом частично сгорел, и жильцы восстановили его своими руками. Дом № 28 принадлежал городскому голове Петру Гиневскому, в нем также проживал башкирский поэт Сайфи Кудаш. Здания надо сохранить, отреставрировать и создать в них музейно-архитектурный комплекс.

В признании отказать!

На все эти дома «Архзащита» подала в минкульт заявления установленной формы для постановки на охрану, но заседание комиссии по этому вопросу состоялось лишь в конце ноября этого года. По данным отдела госохраны объектов культурного наследия при минкульте Башкирии, комиссия приняла решение отказать во включении домов в список выявленных объектов культурного наследия. По мнению общественников, методы, с помощью которых определяется историческая и архитектурная ценность того или иного здания, вызывают сомнения и скепсис.

- Процедура отбора для придания статуса памятника выглядела очень странно, - говорит один из активистов движения. – Из профессионалов, похоже, в составе комиссии были только главный архитектор Ильдар Ибрагимов и начальник управления объектов культурного наследия Ильгам Фаткуллин. Вживую осматривать дома, предлагаемые к постановке на охрану, никто не стал, членам комиссии предъявили лишь их фотографии, сделанные  в крайне невыгодном ракурсе. Все сидели, уставившись в планшеты, исторические справки никого подавно не интересовали, поэтому не странно, что дома признали не представляющими какого-либо интереса и приговорили к сносу. Правда, как мы поняли, есть шанс на пересмотр этого решения, при условии, что обнаружатся более существенные сведения по этим объектам.  К чести руководителя нового органа, он проголосовал против сноса.

В ноябре, не дождавшись для себя охранной грамоты, пошел под бульдозер дом № 20 по ул. Гоголя. Жителям домов 22, 24, 26 и 28 пришло извещение о скором расселении и сносе.

Оградить памятники от беспредела

Власти республики и Уфы неоднократно выражали озабоченность  сохранением облика старой Уфы и даже пытались облечь эти декларации в реальную форму. В 2012 году создан общественный совет по сохранению архитектурного наследия при мэре Уфы. В ноябре 2016 года указом главы республики Рустэма Хамитова создано уже упомянутое управление по государственной охране объектов культурного наследия, которому переданы соответствующе функции минкультуры РБ. На недавней встрече с Рустэмом Хамитовым депутат и сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта Эльвира Аиткулова заявила о необходимости придать исторической части города статус «исторического поселения».

- Это позволяет обозначать отдельно взятые кварталы, микрорайоны как «историческое поселение», тем самым дать возможность сохранить исторический облик, – пояснила депутат. – Мы говорим об этом с точки зрения развития туризма, комфортности тех, кто сегодня в этом городе живет.

По ее словам, минкульт должен сформировать пакет документов и материалов с утверждением границ и предметов охраны исторических поселений. Также необходимо законодательно закрепить запрет на новое строительство на месте снесённых либо сгоревших объектов культурного наследия - на этом участке допустимы лишь рекреационные работы, а также благоустройство территории либо воссоздание утраченного здания-памятника.

Но есть опасение, что пока нужные законы примут, и должные меры будут реализованы, Уфа лишится последних сохранившихся островков старины.

Под прессом застройщика

Судя по всему, самой страшной силой, противостоящей сохранению исторического облика города, является всесильный застройщик, перед которым пасуют даже сильные мира сего.

– Власти города находятся под сильнейшим давлением девелоперов, застройщиков, – признал Рустэм Хамитов на встрече с активистами ОНФ. – Для того чтобы получить те или иные участки земли, порой используются различные предлоги. Но нам надо уметь сопротивляться тому, что происходит на сегодняшний день, и постараться сохранить старину. Пока в Уфе порядок в этой части не наведен. Имею в виду сохранение городской и исторической среды. Нам надо сохранить историческую часть города, научиться в правовом поле противостоять давлению застройщиков.

Известно, что квартал, ограниченный улицами Валиди-Гоголя-Пушкина-К. Маркса, передан в аренду строительной компании ООО «БашАнтэк». Согласно утвержденному проекту планировки и межевания на месте снесенной год назад студенческой поликлиники, а также пяти старинных домов на ул. Гоголя, за которые сегодня бьются общественники, будет построено здание Арбитражного суда и высотный жилой дом с подземной парковкой.

- Этот квартал необходимо сохранить как историческую, как и туристическую единицу, - считает В.Захаров. - Невозможно привлечь туристов, не поменяв личное отношение к наследию. Если стараться работать на привлечение туристов и делать некую потемкинскую деревню – это будет отталкивать подсознательно.

Посмешище на весь мир

- В этом квартале помимо вышеназванных персонажей в разное время жили (или бывали) знаменитый офтальмолог Габдулла Кудояров, писатели Дмитрий Фурманов и Ярослав Гашек, - говорит краевед Анатолий Чечуха. - Сохранять надо весь квартал, иначе у дома-музея Гафури появится смешное и даже унизительное в плане истории и туризма окружение. Тем более недавно вступил в силу закон об охранной зоне, напрямую касающийся дома-музея народного поэта и обеспечивающий ему минимальную границу защитной зоны на расстоянии 100 м от внешних границ памятника.

Застраивая центр, вместе с культурным достоянием и историей мы уничтожаем ещё и само понятие исторического центра. Циничный тезис о малой плотности застройки в Уфе строго по Марку Твену ложью назвать нельзя – это статистика. Особенно если вспомнить, что в самом центре Москвы вообще нулевая плотность населения - Красная и Манежная площади, Кремль, Александровский сад, ГУМ, набережная  и проч. Ясно, что в городах с историческим центром и большой плотностью населения не менее 80-90% жителей обитают ближе к окраинам. После застройки центра многоэтажками обязательно встанет проблема транспортного коллапса. При высотной застройке на окраинах подъездные пути и шире, и многочисленнее. Наши же многоэтажные стекляшки в охранной зоне памятников истории и культуры, претендующие на достопримечательности, скорее, посмешище на весь мир.

На одной из оперативок, говоря о сохранении архитектурного наследия Уфы, глава администрации города Ирек Ялалов попытался перевести вопрос в утилитарную плоскость:

- У нас 13 тысяч домов, 70 процентов - старше 50 лет. Меня за это часто критикуют, в том числе общественники, но есть четкое определение памятника культурного наследия. Любой дом, в котором когда-то жил купец, автоматически не становится памятником. В противном случае через 50 лет мы все коттеджи вокруг Уфы признаем памятниками потому, что в них жили купцы.

Собственно говоря, почему бы и нет, если современные «купцы» оставят в истории своего города такой же яркий след, как их далекие предшественники?

Светлана ИСТОМИНА


RSS

 
 

Другие новости рубрики «Культура»:

 
Башкирия: Кинематограф сосредоточился на сюжетах о ВОв и СВО
Гоблин показал в Уфе свою убийственную ироничность
Башливуд - башкирское кинопроизводство
Между Башкирией и Китаем «встрял» язык
Башкирия перегрелась?
В Башкирии появился свой Робертино Лоретти
Искусство в большом долгу